[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 201(1874), 29 октября 1998
SPb Ved gerb

Заглянем в историю
Венценосная кокетка Начиная с петровских времен законодателем мод в России становится императорский двор.

Но если щегольство дочери Петра Елизаветы явилось притчей во языцех еще при жизни монаршей красавицы, то вкусы императриц XIX столетия известны гораздо меньше. Между тем среди них были истинные прелестницы, кумиры своего времени.

Сегодня мы вспомним одну из этих модниц _ жену НиколаяЪI Александру Федоровну, тем более что и календарный повод есть. В этом году исполнилось 200 лет со дня ее рождения.

Дочь Фридриха-Вильгельма III, прусского короля, Шарлотта впервые попала в Россию летом 1817 г. "бедной невестой", как утверждают ее биографы. С одним белым платьицем и с единственным украшением _ золотым крестом, который остался среди фамильных драгоценностей после разорения Пруссии войсками Наполеона. Впрочем, сама Александра Федоровна видела себя иной. Ее мемуары _ это прежде всего подробнейшие описания ее нарядов в торжественные дни, а многочисленные портреты _ сущий модный каталог. Из мемуаров ясно, что невеста в свой приезд к жениху была в платье из белого гроденапля и в хорошенькой шляпке с султаном из перьев марабу по новейшей французской картинке. Однако и она не в силах была отрицать, что помолвочный наряд _ розовый сарафан с кучей бриллиантов _ пришелся ей более к лицу, к тому же бриллианты в Берлине она видела только издали.

На свадьбу жених Николай Павлович и здравствующий император Александр I поднесли юной принцессе столько драгоценностей, что от их тяжести она еле держалась на ногах.

Очень скоро эта хрупкая женщина стала любимицей высшего света.

"Она не шла, а как будто скользила по паркету. За ней почти бежал высокий веселый молодой человек, который держал в руке соболью палантину..." _ такой вместе с Николаем Павловичем будущая знаменитость своего времени, подруга Пушкина и Гоголя А. О. Смирнова-Россет впервые увидела ее. Александра Федоровна вызывала всеобщее восхищение. Этому в немалой степени способствовало и то, что весной 1818 года она родила сына и что была необычайно подвижна и весела. Любила верховую езду _ все дамы вслед за ней стали шить амазонки. Любила театр и балы _ и все поэты начали посвящать ей пламенные строки. Вспомним Пушкина: И в зале яркой и богатой, Когда в умолкший, тесный круг, Подобно лилии крылатой Колеблясь, входит Лалла-Рук И над поникшею толпою Сияет царственной главою, И тихо вьется и скользит Звезда _ харита меж харит.

Харита _ Александра Федоровна, которая в 1821 г. выступала со своим мужем в "живых картинах" по поэме Т. Мура "Лалла-Рук". Это представление подробно описано современниками, в том числе учителем русского языка Александры Федоровны В. А. Жуковским. Увлечение театром, которое сближало Александру Федоровну и ее венценосного супруга, имело благодетельные последствия для русской сцены. Нам на память остался Александринский театр, обязанный своим именем императрице.

Впрочем, с актрисами, и прежде всего с сестрами Верой и Надеждой Самойловыми, ее связывала еще и страсть к переодеванию. Режиссер русской драмы Н. И. Куликов рассказывал, что после интимных театральных вечеров в Зимнем дворце императрица всегда спешила поближе рассмотреть новый туалет примадонны и даже, по слухам, как-то сняла с Веры Самойловой жилетку, чтобы полюбопытствовать, как с изнанки выглядит какой-то шовчик.

Именно Александра Федоровна привезла из Германии в Россию чудесный обычай украшать рождественскую елку. Впервые в уборе из сластей и свечей такая елка появилась в Москве 25 декабря 1817 г. Но понадобились годы, прежде чем новый обычай привился: первая общественная елка в Петербурге вспыхнула огнями только в 1840 году. Но как бы там ни было, все царствование Александры Федоровны отмечено многочисленными балами, праздниками, маскарадами и домашними спектаклями. Она умела веселиться, умела создавать праздник для тех, кто ее окружал.

Татьяна ЗАБОЗЛАЕВА Императрица Александра Федоровна. Владимир Гау. Музей ИРЛИ.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]