[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 87(1512), 7 мая 1997
SPb Ved gerb

Налоговые посты _ на рынках города
Традиционно к середине мая в городе начинается сезонный расцвет торговли. Более оживленными становятся продовольственные и вещевые рынки, мелкооптовые торговые зоны. Для налоговых служб города это самое горячее время: нужно отследить многократно возрастающий оборот наличных денег. Чтобы облегчить эту задачу в нынешнем сезоне на 20 крупных продовольственных рынках Петербурга будут установлены налоговые посты. Каких результатов ожидают от этого нововведения? С этим вопросом мы обратились к заместителю начальника Госналогинспекции по Санкт-Петербургу Владимиру КРАСАВИНУ.

_ Основная цель, которую мы преследовали, это обеспечить постоянное присутствие представителя налоговой службы на рынке, чтобы он находился в гуще торговых операций. Во-первых, мы сможем отслеживать деятельность оптовиков. Большинство из них являются жителями южных республик, по сути дела, иностранцами. По закону они должны платить налог в местный бюджет с дохода, полученного на нашей территории. Однако контролировать их деятельность весьма затруднительно _ за пару дней они сдают товар и покидают город.

Теперь же появляется возможность следить за подобными операциями регулярно, фиксировать объемы партий товара, цены и т. д. Поддержку в этом налоговому инспектору будут оказывать работники РУВД. Во-вторых, посты смогут выявить граждан, постоянно занимающихся торговлей, но не зарегистрированных как предприниматели, стало быть, не платящих налогов со своих доходов. В прошлом году, когда мы впервые установили посты на нескольких рынках, было обнаружено 1000 таких нарушителей, а в бюджет было доначислено 5 миллиардов рублей. _ Не попадет ли в категорию предпринимателей бабушка, пришедшая на рынок продавать свое пальто или цветы с дачного участка? _ Сразу оговоримся, что люди, торгующие продукцией, выращенной на подсобном участке, вообще не платят налоги с данного вида деятельности. Если вы выращиваете цветы _ пожалуйста, приходите и торгуйте совершенно свободно, без контрольно-кассовых машин. Привезли на рынок свой картофель _ опять же никаких препятствий инспектор вам чинить не будет. В принципе, тоже же самое касается и тех разовых случаев, когда человеку нужно продать какую-то вещь. Другое дело, если такая продажа перерастет в систему, и вы будете замечены налоговым постом за аналогичным занятием неоднократно. Тогда вам придется получить статус предпринимателя и отчитываться о своих доходах в соответствии с законом. _ В нынешний торговый сезон город вошел с новым постановлением о применении контрольно-кассовых машин. Было высказано немало опасений, что торговля из крытых рынков и помещений перейдет на улицы к лоткам, где применение ККМ не обязательно. Оправдались ли они?

_ К счастью, нет. Чтобы избежать такого варианта, пришлось провести немало бесед с руководителями районных администраций, дирекциями торговых зон, доказывать предпринимателям, что обходить закон себе же дороже. Не скрою, что часть торговцев упорно продолжает изощряться, чтобы не применять ККМ. Допустим, в патенте написано, что торговля должна осуществляться с контейнера, где кассовая машина обязательна. Что некоторые делают: используют контейнер под склад, а саму торговлю осуществляют со столика.

Замечу, что если раньше основным нарушением было отсутствие кассовых машин, то теперь _ их неприменение. Половина нарушений связана с невыдачей чека. Чек должен попасть в руки покупателя обязательно, а что он с ним сделает, положит в карман или выбросит, это его дело. _ Как известно, штрафы за подобные нарушения достаточно велики, например за отсутствие ККМ он может достигать 28 миллионов рублей. Приводят ли столь серьезные санкции к желаемому эффекту?

_ Жесткие меры, конечно, в какой-то степени пробуждают чувство ответственности. С другой стороны, нужно признать, что не всем под силу сразу же выплатить такую сумму. Не совсем логично и то, что штраф одинаков как для крупного торгового предприятия, так и для ларька. Все это приводит к тому, что оштрафованный бросает торговлю, свой бизнес и попросту исчезает. В 30 процентах случаев именно так и происходит. Мы разработали пакет предложений для Государственной Думы, которые бы исправили данную ситуацию, например разработали вариант рассрочки выплаты штрафов. Однако для предпринимателя надежней всего не доводить дело до крайностей и придерживаться буквы закона.

* * * Как видно из вышесказанного, идея постоянного налогового контроля за торговыми зонами начала осуществляться. Она давно витала в воздухе, поскольку было ясно, что только при помощи рейдов порядок в торговой сфере не навести _ следить за предпринимателями нужно денно и нощно. Однако в городе остается еще 400 торговых зон, где постоянное присутствие контролирующих органов явно не помешает. Охватить их всех на данный момент невозможно, поскольку у налоговой службы просто нет такого количества кадров. Но пробный шар уже брошен и, как показали результаты прошлого года, довольно удачно.

Записал Лев РАХМАНОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]