[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 14(2403), 24 января 2001
SPb Ved gerb

Медно-никелевый союз
РАО "Норильский никель" и "Красный выборжец" обречены на слияние Теперь уже не секрет, что знаменитый на всю страну завод "Красный выборжец" намерена присоединить к себе группа "Интерросс". Она скупила уже больше 30 процентов акций и намерена увеличить свой пакет до контрольного. Но, несмотря на все усилия несогласных с намерением, большого скандала из этого не получается. В середине девяностых годов скупка акций петербургского предприятия иногородней фирмой действительно стала бы скандальной сенсацией, мол, придут чужаки, все закроют распродадут, всех уволят...

Сегодня ситуация совершенно иная. Тот же "Интерросс" _ фактический владелец таких предприятий, как Северо-Западное пароходство, ЛМЗ, БалтОНЭКСИМбанк, _ давно уже не воспринимается как "чужак" и проводит вполне "петербургскую" политику.

К тому же покупка убыточного предприятия _ это бизнес, вызывающий уважение. У "Красного выборжца" долгов примерно на пять миллионов долларов. 1998 _ 1999 годы завод заканчивал с громадными убытками, да и данные за 2000 год вряд ли обрадуют рабочих и акционеров. Оборудование в цехах не обновлялось с советских времен. Впрочем, это беда поправимая, были бы деньги. Жаль, репутацию в глазах зарубежных заказчиков ни за какие деньги не купишь. Потеряны европейские заказы на производство монетных лент. Под вопросом крупный заказ из Индии.

В минувшем году различные кредиторы уже четырежды подавали иски о признании "КВ" банкротом. Очередной иск вполне может быть удовлетворен. Так что "Интерроссу", прежде чем что-то заработать на этой покупке (если она еще состоится), придется сначала вложить в завод не один десяток миллионов долларов и несколько лет вытягивать его из прорыва.

Впрочем, не будем делать из нормальных бизнесменов каких-то героев экономики, бросающихся на помощь кризисному предприятию. Поначалу "Интерросс" и не планировал брать "КВ" со всеми его долгами и проблемами под свой контроль. Заводу предлагалось нормальное партнерство. Ведущее предприятие "Интерросса" _ РАО "Норильский никель" _ традиционный поставщик цветных металлов "Красному выборжцу". Норильчане заинтересованы в том, чтобы продавать на рынке не просто металл, а сверхчистые слитки, специальные сплавы, прокат и профили _ то, что умеют делать на "Красном выборжце". Ну а интерес "КВ" и так понятен _ должен же кто-то поставлять сырье.

Отношения между двумя предприятиями осложнились из-за долга. Еще в 1997 году "Норильский никель" отправил на питерский завод металлов на 2 миллиона долларов, а денег не получил по сей день. Генеральный директор "Красного выборжца" Валентин Симонов вполне убедительно объяснял все августовским дефолтом, временными трудностями... В "Норильском никеле" и "Интерроссе" поначалу верили на слово, но когда сроки все ушли, решили присмотреться к ситуации на заводе. Два миллиона долларов _ деньги ведь не маленькие.

Полученная информация специалистам "Интерросса" очень не понравилась. Сдача в аренду различных заводских помещений по бросовым ценам _ это, конечно, мелочь, хотя и весьма характерная. А вот передача самых рентабельных производств, на которых завод и должен был бы зарабатывать деньги, сторонним фирмам _ уже другой масштаб денежных потерь.

Впрочем, со своим уставом в чужой монастырь не ходят, может, у Валентина Симонова были какие-то веские основания именно так вести дела.

"Норильский никель" был заинтересован лишь в том, чтобы вернуть долг и продолжить совместную работу. А для этого партнеру нужно было помочь. В послекризисный период объемы переработки металла на заводе упали до 8 _ 10 тысяч тонн в год (до кризиса было 30 тысяч). "Норильский никель" официально выдвинул предложение: поставить на "Красный выборжец" 400 тысяч (!) тонн цветных металлов _ сначала по 15 _ 30 тысяч тонн в год, а потом _ сколько завод сумеет переработать. С такими запасами можно заключать самые длительные контракты, в том числе экспортные. Условие было одно: за объемы "Норильского никеля" отвечал бы специальный зам. директора по финансам, подотчетный не только гендиректору Симонову, но и "Интерроссу". Возможно, Валентина Симонова такое условие и обидело (хотя его права ни в чем не ущемлялись), зато для предприятия это решало все текущие проблемы и открывало долгосрочную перспективу. Долго шли переговоры, принимал в них участие председатель городского комитета экономики и промышленной политики Анатолий Алексашин, ездил вместе с Валентином Симоновым в правление РАО. Но в итоге гендиректор "Красного выборжца" от соглашения отказался.

Вот тогда "Интерросс" и решил взять завод полностью. Представители "Интерросса" без особого труда скупили более 30 процентов акций.

Но что касается остального пакета, то здесь возникли трудности. По мнению специалистов рынка ценных бумаг, часть акций находится у фирм, подконтрольных генеральному директору завода, и часть _ у коллектива.

Продавать акции "Интерроссу" буквально запрещают. Рабочие рассказывают, что за продажу грозят увольнением и предлагают им передавать акции по доверенности тем лицам, какие им укажет администрация. Ну и без пропаганды дело не обходится, хотя "страшилки" все знакомые _ что новые владельцы всех уволят, зарплату (и без того невысокую) урежут, объекты социальной сферы _ продадут. Любой человек, читающий газеты, знает, что зарплата на предприятиях "Интерросса" намного выше, чем в среднем по промышленности, социальная сфера на предприятиях холдинга она куда лучше, чем в советские времена. Понимая, что ни угрозы, ни агитация не остановят продажу акций "Интерроссу" (разве что замедлят), генеральный директор попытался решить проблему одним махом: на годовом собрании акционеров предложил провести дополнительную эмиссию акций, что сразу бы обесценило имеющийся у "Интерроса" и оставшийся у коллектива пакет. Но акционеры первым делом спросили: как будут распределены новые акции, кому и на каких условиях они достанутся? Вот тут Валентин Симонов и смешался, не нашелся, что ответить на самый главный вопрос. Открытая и свободная продажа новой эмиссии, по-видимому, не входила в его планы, а кому акции предназначались на самом деле _ промолчал. Акционеры, разумеется, проголосовали против.

В настоящее время практически нет сомнений, что "Интерросс" месяцем раньше или позже, но наберет контрольный пакет. И не потому, что у него намного больше финансовых возможностей, чем у нынешнего менеджмента завода и дружественных ему фирм. Просто промышленная политика холдинга отвечает интересам коллектива завода, акционеров, властных структур и города в целом, потому что при нормальном управлении город будет получать от предприятия налоги, а не ссылки на объективные трудности и просьбы о помощи.

В. НИКОЛАЕВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]