[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 14(2403), 24 января 2001
SPb Ved gerb

Искусство жить
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения кинорежиссера Михаила Ильича Ромма Его нет вот уже 30 лет, и после его смерти все друзья и ученики в один голос говорили, что с уходом Ромма из их жизни исчезло нечто важное, живое, яркое, что приносил он с собою. Этим людям можно верить: среди его учеников _ Григорий Чухрай, Андрей Тарковский, Василий Шукшин и многие другие режиссеры, составившие славу и гордость нашего кино.

Самым лучшим фильмом режиссера Михаила Ромма была его собственная судьба. Так, наверное, бывает нечасто, и только с теми, чей личностный масштаб не укладывается в рамки творчества, как бы значительно оно ни было. И мало кто может поверить в то, что во времена, когда вся жизнь, казалось, была регламентирована до мелочей, существовал человек, которому почти всегда удавалось жить, как хочется, а не как велят.

Семнадцатилетним мальчишкой он пошел воевать в Гражданскую. Сегодня многим не понять, как оказались в Красной Армии такие люди, как Ромм или Эйзенштейн. Да еще в 1918 году, когда было далеко не ясно, чья возьмет. То, что они были романтиками, воевавшими за "счастье для всех", нынче мало кому что-нибудь объясняет. Потом он с отличием закончил Строгановское училище по классу скульптуры, но стал не скульптором, а редактором на киностудии. Практически _ цензором. Вырезанные из фильмов куски смотрел на монтажном столе, крутил, складывая и так и эдак. Развлекался. И незаметно для самого себя научился монтировать. А в 33 года _ в возрасте Иисуса Христа _ получил возможность снять свой первый фильм "Пышка" по Мопассану. В эпоху звукового кино _ немую ленту (смета была маленькая, на звук денег не хватило). Это был последний советский немой фильм. Но в историю кино вошел вовсе не по этой причине, а потому, что и по сей день вызывает восхищение. И еще потому, что именно с этого фильма начались блистательные кинокарьеры Фаины Раневской, Галины Сергеевой, Татьяны Окуневской, Андрея Файта.

В сущности, Ромм всю свою жизнь был "делателем судеб".

После "Пышки" он снял фильм "Тринадцать" _ о пограничниках и их борьбе с басмачами в Средней Азии. Очень хороший фильм. Но главное было в другом. На основную (и единственную) женскую роль в этом фильме он пригласил актрису Елену Кузьмину. И в его жизни до последнего дня она играла главную женскую роль.

В наши дни по телевизору уже не показывают картины, сделавшие Ромма по-настоящему знаменитым _ "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году". Сегодня кино про Ленина не в моде, и никому нет дела до того, что это тонкое, талантливое, умное кино. И что именно Ленин из этих фильмов Ромма, а вовсе не настоящий, долгие годы был эталоном для нескольких поколений прекрасных юных романтиков. Ромм был совестлив и глубоко интеллигентен, и наделял этими качествами персонажей своего кино.

Даже если бы Ромм не снял ничего, кроме "Мечты" _ и то его столетний юбилей был бы событием для каждого, кто любит кино. Потому что роли, сыгранные в этом фильме Фаиной Раневской, Михаилом Астанговым, Ростиславом Пляттом и Адой Войцик, _ это подлинные актерские шедевры мирового уровня. Все четверо _ великие артисты, но лучшие роли в своей биографии они исполнили у Ромма. Елена Кузьмина рассказывала, как Раневская пришла к нему и, заплакав, сказала, что ЭТО сыграть невозможно. Ромм улыбнулся и... показал гениальной актрисе, КАК можно сыграть ЭТО.

В его творческой биографии необыкновенно важно было присутствие любимой женщины. Он всегда хотел снимать Кузьмину, но когда вышел указ о том, что режиссерам нельзя снимать своих жен-актрис (было и такое), он в "Убийстве на улице Данте" был вынужден работать с другой актрисой. Ромм вдруг утратил интерес к съемкам. Впрочем, был тут и другой мотив: он вдруг ощутил, что перестал понимать время. Я плохо представляю себе кого-то из нынешних мэтров, классиков кино, кто честно отдал бы себе отчет в том, что настала пора помолчать и подумать. Для этого нужна трезвость самооценки и самоирония, которых у Ромма было в избытке. Длинную паузу он заполнил преподаванием, писанием статей. Студенты его боготворили. А потом вдруг сделал "9 дней одного года" _ фильм, не состарившийся и по сей день, а тогда и вовсе поразивший всех яркостью и новизной киноязыка, одновременно и молодостью, и мудростью мысли.

А спустя еще добрый десяток лет из фрагментов довоенной и военной хроники он смонтировал одну из самых феноменальных документальных лент ХХ века "Обыкновенный фашизм". Закадровый комментарий Ромма в этом фильме _ самостоятельное великое произведение искусства. О его остроумии и о его завораживающем голосе ходили легенды. Кажется, у него получалось все, за что бы он ни брался.

И все же до сих пор, даже спустя 30 лет после его смерти, невозможно избавиться от ощущения, что не его фильмы, как бы хороши они ни были _ а он сам, Михаил Ромм лично оказался тем чудом, тем главным шедевром, в чьей судьбе, одаренности, в счастии и несчастьях, в чьем творчестве, как в капле воды, отразился ХХ век. К огромному сожалению _ не весь.

Ирина ПАВЛОВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]