[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 181(2571), 5 октября 2001
SPb Ved gerb

Улица оживающих сфинксов
Рига у нас обычно ассоциируется со старинными узкими улочками, золотыми петушками на шпилях соборов, мощеными мостовыми. А чуть в стороне от туристских троп _ один из самых удивительных уголков латвийской столицы _ улица Альберта.

В начале века о ней писали не очень лестно: "Жаль всего красивого района, жаль истраченной работы и материалов", _ высказал свое мнение один из рижских зодчих. Другой вторил ему: "Стиль модерн продержался недолго и не оставил в Риге особых следов. Только достойная сожаления улица Альберта полностью пала его жертвой".

Сегодня же рижане показывают улицу Альберта своим гостям с особой гордостью. "Это маленький Петербург", _ говорят они. И действительно, дома здесь очень напоминают Петроградскую сторону.

Впрочем, архитекторы, строившие ее в духе модного стиля, не только подражали столичным корифеям, но и вносили что-то свое, то, что сейчас так впечатляет нас.

Фамилия одного из архитекторов сегодня на слуху у всего мира _ Эйзенштейн. Михаил Осипович _ отец знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна _ построил в Риге около двух десятков домов, многие из которых и украсили улицу Альберта.

Виктор Шкловский вспоминает, что в детстве Сережа любил рисовать, как сфинксы и загадочные фигуры с отцовских домов оживают и отправляются гулять по улицам. Не эти ли образы подсказали режиссеру Эйзенштейну неожиданную идею _ оживить мраморных львов в фильме всех времен и народов "Броненосец "Потемкин"?

Говорят, с точки зрения архитектуры дома Эйзенштейна чрезмерно декоративны, мало функциональны... Но людям они почему-то нравятся. И разве можно назвать "достойной сожаления улицу", которая рождает такие удивительные фантазии, вдохновляет и уж по крайней мере не оставляет никого равнодушным?

Анатолий АГРАФЕНИН ФОТО АВТОРА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]