[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 190(1863), 14 октября 1998
SPb Ved gerb

Кузен и кузина
8 октября в Стокгольме, культурной столице Европы-98, король Швеции Карл XVI Густав открыл выставку "Екатерина II и Густав III", организованную Национальным музеем совместно с Эрмитажем при участии музеев других европейских стран. В тот же день в Оружейной палате, расположенной в подвалах дворца шведских королей, начала работу еще одна крупнейшая экспозиция, подготовленная при участии музеев Петербурга, _ "Петр Великий и Карл XII". Выставки готовились в течение пяти лет.

Весной и летом будущего года обе экспозиции должны увидеть петербургские зрители _ Эрмитаж предполагает отвести для них Николаевский и Александровский залы. По словам Владимира Матвеева, заместителя директора Эрмитажа по выставкам и развитию, сейчас идут последние согласования. Будем надеяться, что никакие кризисы не лишат нас возможности узнать новое и почувствовать тесную, почти семейную связь народов северных стран.

История войны и мира, притяжений и отталкиваний, завоеваний и потерь, увлечений и разочарований, проходит через наше общее прошлое с давних времен. Разрозненные факты известны всем, кто изучал историю в школе, однако исторические сведения, как иностранный язык, требуют практики, чтобы стать живыми. Хорошо подготовленные выставки дают возможность такой практики _ музеи легко превращаются в подмостки истории, где разыгрываются спектакли минувших времен.

Особенно удачной декорацией оказалась Оружейная палата с ее низкими подвальными сводами и небольшими залами, где свет приглушен и каждый экспонат словно выступает из мрака времен. История Петра Великого и Карла XII, которые никогда не встречались и лишь противоборствовали друг другу на поле битвы, прослежена здесь от рождения до смерти. Игрушки, в которые они играли, тетрадки, по которым учились, увлечения, интересы, начало военного противостояния, битвы при Нарве и Полтаве, семейная жизнь Петра и двух сестер Карла, который так и не нашел времени жениться, мундир, в котором он был убит. И письма солдат Северной войны своим женам, и тетрадки учеников шведской школы в Тобольске, куда ссылали пленных... Выставка проста, доступна любому ребенку и очаровывает взрослого строгим изяществом экспозиции.

Вряд ли Петр и Карл представляли, что в будущем породнятся. Однако случилось именно так. В 1728 году в герцогстве Гольштейн-Готторпском родился герцог Карл Петер Ульрик, названный в честь деда по материнской линии Петра Великого и брата бабушки по отцу Карла XII. Сложные интриги, в которых принимала активное участие императрица Елизавета, привели к двум династическим бракам. В результате одного на российский престол взошла немецкая принцесса, ставшая впоследствии Екатериной Великой, а в результате другого родился Густав III, который наиболее известен в истории своей страны тем, что совершил государственный переворот и захватил абсолютную власть, покончив с парламентом и так называемой "эрой свобод". Они были двоюродными братом и сестрой, очень разными, хотя и связанными общими интересами.

Эти общие интересы представлены в Национальном музее замечательными коллекциями произведений искусства из Эрмитажа и Русского музея, а также музеев Москвы, Франции, Англии, Финляндии и других стран Европы.

Екатерина разделяла с Густавом страсть к живописи и архитектуре, а также любовь к драмам на исторические темы. Они трогательно обменивались мнениями о воспитании наследников, их письма полны рассуждений о детской одежде, холодных ваннах и естественных диетах.

Темы политики кузены избегали. Екатерина была старше Густава на 17 лет и гораздо опытнее. По-видимому, она не слишком доверяла брату.

Возможно, впоследствии ситуация изменилась бы, однако шведский король в 1792 году был убит в результате заговора группы дворян. Царственная кузина пережила его на 4 года.

Шведский художник Александр Рослин написал портрет Екатерины в 1776 году, а Густава _ годом позже. Портреты завораживают, будто тайна абсолютной власти скрыта за ласковым изгибом губ этих добрых родственников, встречавшихся в жизни дважды и сыгравших огромную роль в истории своих стран.

Трудно сказать, что видят за этими музейными экспонатами европейские зрители. Важен ли им, как нам, вопрос о сильной и слабой власти, о роли личности в истории, о логике времени, которую мы силимся и не умеем постичь? Отношения с историей у наших стран разные, однако выставки заставляют думать, что общего больше, чем кажется.

Неподалеку от Национального музея, в Музее архитектуры, открыта сейчас выставка "Города на воде", где можно посмотреть архитектурные проекты и познакомиться с историей развития Стокгольма и Петербурга, двух городов, для которых чрезвычайно важен водный ландшафт. Экспозиция тоже чрезвычайно любопытная, и даже размещение экспонатов повторяет здесь принципы строительства двух столиц. В подготовке выставки принимали участие 6 музеев и архивов Швеции, Музеи истории Петербурга и Академии художеств и наши Центральные архивы _ исторический и военноморской.

Это обилие исторических параллелей, настойчивое внимание к тому, что нас соединяет, не может быть случайным. Наши страны заново устанавливают тесные культурные связи. Видимо, с разных сторон Балтики мы пытаемся вглядеться в одно и то же. Вряд ли это "одно и то же" _ только история, хотя "Россия, которую мы потеряли", то и дело возникала в прекрасных музейных залах культурной столицы Европы. Возможно, когда выставки прибудут в Петербург, мы сумеем разглядеть за ними не только прошлое, но и будущее.

Александра АНДРЕЕВА Стокгольм _ Петербург


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]