[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 137(1810), 25 июля 1998
|
Смерть на Неве
Эта история и по сей день хранит в себе немало тайн День 16 июня 1924 года начинался безоблачно. Ленинградский техник Клемент, занимавшийся ремонтом моторных лодок, пригласил своих знакомых прокатиться "с ветерком" на одной из них. Уселись в лодку у Аничкова моста, поплыли по Фонтанке _ мимо Калинкина моста, к заливу. Беспечной, однако, прогулка не получилась: вскоре мотор лодки стал перегреваться _ непорядок! Начали заниматься мотором, охлаждать его, да и увлеклись этим; лодка тем временем выплывала уже к фарватеру Невы.
Тут все и произошло.
На следующий день ленинградские газеты оповестили читателей о трагедии в устье Невы. Около 17 часов моторная лодка с пятью пассажирами попала под пароход "Чайка", следовавший в Кронштадт. Приводили слова капитана "Чайки" Хейнонена: он трижды давал свистки, но на лодке не обращали внимания на сигналы и шли пароходу наперерез. Даже команда Хейнонена "полный назад" не помогла: нагруженный пароход шел по течению...
Из пассажиров затонувшей лодки спасти удалось только троих. Одним из погибших стал сам злосчастный Клемент. Второй была 21-летняя балерина Академического театра оперы и балета (Мариинки) Лидия Иванова. Тела их найдены не были _ ни в тот день, ни днем позже, ни через неделю, когда нанятые театральным руководством водолазы потратили на поиски несколько часов.
Следствие вел Военный отдел ГПУ и криминала не нашел. Газеты в отчетах об итогах следствия приводили тягостные подробности: "Рассказывают, что тонувший инструктор Клемент поплыл к Ивановой, чтобы ее спасти, но она вцепилась ему руками в горло, и они оба пошли на дно..."
Сегодняшнему читателю имя Лидии Ивановой вряд ли что-нибудь скажет. А в ту пору о молодой балерине, ученице знаменитой Ольги Преображенской, говорили постоянно. Дебютировав на Мариинской сцене в 1921 году, она не успела еще станцевать главных партий _ но и без того карьера ее производила ошеломляющее впечатление. "Какое это было замечательное существо... Маленькая, с высоким лбом, с чистым, ясным лицом... вся _ как нарисованный этюд для альбома будущей великой артистки, она с большого разбега взвивалась на высоту", _ вспоминал критик и балетоман Аким Волынский. "Кость от кости, плоть от плоти, любимой дочерью балета была Л. Иванова", _ это свидетельствует Михаил Кузмин, поэт и тоже поклонник балетного искусства.
Непростые отношения связывали Лидию Иванову с тогдашней примой театра прославленной Ольгой Спесивцевой. Дружба? Кажется, да. Соперничество? Безусловно: однажды юная Иванова затмила Спесивцеву в балете "Корсар" _ так, что "все вдруг кругом померкло, кроме ее одной". Вражда? А вот здесь одни догадки и слухи...
Слухов в жизни Ивановой хватало всегда. Волынский после ее смерти произнес то, о чем думали многие: "Эту девочку, с первых шагов ее по артистическому пути, окружала трепетная атмосфера... Воздух дрожал кругом как бы от встревоженного шепота, от испуганных самолюбий, от растущей зависти... Начиналась эпоха интриг, готовились яды, точились флорентинские кинжалы. Слишком все это близко в настоящую минуту, чтобы назвать по именам людей".
Имена были-таки произнесены. Обстоятельства трагедии способствовали этому не в малой степени. Тело исчезло бесследно _ отчего? Почему злополучная лодка, которая, по словам капитана Хейнонена, вначале стояла на месте _ по приближении "Чайки" вдруг двинулась пароходу наперерез? Как случилось такое нелепое столкновение: ведь нельзя же было и вправду не заметить сигналящий пассажирский пароход!
Загадки беспокоили многих; простые объяснения казались расстроенным балетоманам слишком простыми. Мысль о том, что собравшиеся на лодке могли быть навеселе, казалась недостойной внимания.
Молва стала искать виноватых. Вспомнили обстоятельства театральной жизни Ивановой: "трудно жить на свете, когда сто сердец желают вам гибели".
Первое имя было поэтому очевидным _ Спесивцева. Она была близка с Борисом Каплуном, одним из деятелей новой власти, _ неужели же он, одно время фактические руководивший городской милицией, не помог бы устранить соперницу своей пассии?
Другая версия, не менее экзотическая, винила в смерти балерины сотрудников ГПУ. Иванова, вращавшаяся в разных кругах, немало общалась и с сотрудниками всесильной организации. Может, она узнала какую-то тайну, не предназначавшуюся ее ушам? Вот и убрали ненужного свидетеля (тем более, что и следствие вели "свои")...
Версии эти нашли отражение в литературе. Михаил Кузмин написал целых три стихотворения, связанных с памятью Ивановой, _ и в одном из них (в знаменитой книге "Форель разбивает лед") он, кажется, намекает на "спесивцевскую" версию истории.
Впрочем, в книге "Лидия Иванова", изданной в 1927 году, все тот же Аким Волынский высказывается осторожнее: "Я готов верить, что мотор на фатальной лодке действительно испортился. Но я бы не удивился, если бы, при ином составе пассажиров и иных обстоятельствах, катастрофа не была бы случайною".
Точки над "i" в этой истории так и не были расставлены. Не расставлены до сих пор _ и тайна гибели восходящей звезды русского балета, наверное, останется неразгаданной.
Последняя из участниц этой истории _ Ольга Спесивцева _ умерла в 1991 году, не дожив нескольких лет до своего векового юбилея.
Дмитрий ШЕРИХ