[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 119(1792), 1 июля 1998
SPb Ved gerb

Слишком много музыки
В начале июня в Петербурге состоялась Международная конференцию на тему "Художественная культура на рубеже ХХI века". Что происходит с театром, кинематографом, изобразительным и музыкальным искусством в конце нынешнего тысячелетия _ эти проблемы обсуждали практики и теоретики, педагоги и ученые, деятели культуры Петербурга.

Одним из самых содержательных был доклад члена Союза композиторов, профессора А. Г. ЮСФИНА "Музыкальная культура конца века как точка схода и интеграционная целостность всех времен". Особенно заинтересовал аудиторию тезис о "непомерном возрастании роли музыки в жизни современного общества". Согласитесь, если уж сами музыканты заявляют, что музыки слишком много, это довольно необычно. И мне захотелось поподробней расспросить ученого, тем более что исследовательскую и педагогическую деятельность он успешно сочетает с практической, будучи главным музыкальным редактором радиостанции "Гардарика".

_ Абрам Григорьевич, отчего вы столь категоричны? Почему нас должно пугать расширяющееся музыкальное поле?

_ То, что сейчас, в конце ХХ столетия, происходит с музыкой, в свое время уже, хотя и в меньшем объеме, происходило с печатным словом, когда возникла так называемая Гутенбергова галактика. Тревога вызвана хаотичным, стихийным потреблением музыки, которой стало в мире слишком много. Сейчас каждому человеку доступна вся музыка _ всех времен, всех народов, всех социальных слоев, всех жанров. Это следствие технического прогресса. Появились технические возможности для получения, консервации, доставки музыки, так сказать, на дом. И человек оказался беззащитным перед сплошным потоком музыки.

_ Но что же здесь страшного? Книги ведь не нанесли человечеству урона, почему опасна музыка?

_ Потому что восприятие музыки идет на эмоциональном уровне, а печатное слово воспринимается интеллектом. Человек не может контролировать воздействие музыки. Она действительно не знает границ. Проникает сквозь любые преграды, даже сурдокамера не спасает от той энергии, которая передается музыкой.

Образ человека в прошлом веке складывался из того, что он видел и читал. Сейчас о человеке можно судить по тому, что он слушает.

Во второй половине нашего века произошла жесткая дифференциация музыки на массовую и академическую. И массовая, став товаром, получила беспрецедентное распространение. А поскольку она обладает очень динамичными, аффективными характеристиками, то степень ее воздействия оказывается чрезвычайно большой. Обращаясь к письменной культуре, человек перерабатывает ее, стремится понять и усвоить. Музыка действует напрямую, без поддержки интеллекта. В музыке нельзя вернуться назад.

_ Но человек вообще пребывает в мощном потоке информации _ вербальной, музыкальной, зрительной. Телевизионная аудитория тоже "зомбирована" клипами, дети знают наизусть все рекламные тексты. Отчего же именно засилье музыки тревожит вас?

_ В силу своих служебных обязанностей я составлял фонотеку для "Гардарики". Прослушав огромное количество лазерных дисков, я убедился в том, что 90 процентов этих записей _ музыка массовая, развлекательная. И львиная ее доля _ низкого художественного качества. Таким образом, на массовое сознание обрушивается именно эта низкопробная продукция.

Ее люди слушают чуть не круглые сутки. Она формирует вкусы. Более того _ от нее люди глохнут. Вы замечали, что современный человек разговаривает громче, чем раньше. Это оттого, что он слышит все хуже.

А громкая, динамичная, агрессивная музыка действует не только на уши, но и на организм в целом. На интеллект, на генетическую память.

Этот род музыки даже снижает репродуктивные возможности организма. Ее воздействие сродни массовому отравлению.

_ Современную массовую музыку сравнивают и с наркотиками. Не слишком ли это сильно сказано?

_ Нет. Исторически многое в мире музыки определенным образом связано с ритуалами. Скажем, у народов Океанических регионов _ там ритм выполняет магическую функцию. Музыкой врачевали или возбуждали. Сейчас мы удивляемся, почему молодежь, возвращаясь после концерта какой-нибудь "заводной" поп-группы, крушит все на своем пути, ломает трамваи или вагоны метро. Не надо этому удивляться. В массовой музыке, ее шуме и ритме воспроизводится механизм, известный издревле. Сильные невротические реакции реализуются в виде агрессии.

Возможности музыки далеко превосходят то, что принято о них думать. Музыка _ одно из самых сильных лечебных средств. Многие народы мира умели музыкой не только воздействовать на психику, но и останавливать кровотечения, снимать боли, скажем, у рожениц. Современная наука применяет музыку для борьбы с бессонницей. В самой природе музыки есть некий фактор, который не фиксируется в нотном тексте, но является главным агентом психоэнергетического воздействия. В каких-то случаях этот "микроб" может быть нейтральным, а в иных _ положительным или негативным.

_ То есть количество музыки, обрушивающейся на человека, усугубляется стихийностью, разнонаправленностью "векторов" воздействия?

_ Тревога возникает оттого, что звучащее вещество образует что-то вроде слоеного пирога, который давит на человека самым непредсказуемым образом.

_ И каков же выход из этой ситуации? Бунт человека против машин в свое время провалился. Так и сейчас _ плоды технической революции сыплются как из рога изобилия, куда от них денешься?

_ Человечеству свойственно загонять себя в катастрофическую ситуацию, чтобы потом титаническими усилиями из нее выбираться. Так было с ядерной энергией. То же будет и с музыкой. В конце концов человек прислушивается к доводам разума. Еще древние говорили о музыке: "Красота и порядок мира установлены с помощью звука". Это слова древнеармянского философа Киракана. А Платон, словно предвидя наши времена, предупреждал: "Нужно избегать введения нового рода музыки".

_ И все же в конце нашего тысячелетия что-то происходит не только с нами, слушателями, потребителями, но и с самой музыкой?..

_ На композиторов тоже влияет разрастание звучащего пространства.

Чем ближе мы к концу века, тем очевиднее интеграционные процессы. Идет сращивание музыки разных народов, стилей, жанров, времен.

Когда возник джаз, он довольно быстро присоединил к себе классические образцы. Уже в наше время рок стал подтягивать к себе классику, джаз, фольклор. Так, скажем, "Битлз" многое позаимствовал из индийской народной музыки. Похожие процессы происходят с академической музыкой.

Наша радиостанция была создана для того, чтобы вы слушали "музыку мира". Мы отбираем классические образцы не только академической, но и массовой музыки _ от самой простой до самой сложной. У нас есть обратная связь со слушателями, они звонят и пишут, и мы знаем, что они предпочитают. Так, им нравятся программы эстрадно-симфонической музыки. А недавно мне принесли диск, где академичнейший струнный квартет исполняет советскую легкую музыку 30-х годов. И это звучит очень неплохо. Так что сращивание того, что прежде казалось несовместимым, это общемировая тенденция.

_ А какую музыку слушают ваши дети?

_ У меня три дочери. Старшая, Маша, _ профессиональная скрипачка.

Концертирует и преподает. И ее выбор это классика. Анюта изучает социологию, ей нравятся многие вещи, она говорит, что не любит только грубую музыку. А Полина погружена в музыку нового времени, но любит и старинную, Моцарта, например. Из массовой музыки выбирает то, что не бездарно.

Конечно, конец века или тысячелетия _ рубеж довольно-таки условный. И все же время от времени нужно подводить итоги. Понять, куда идем, что с нами происходит. И размышления профессора Юсфина представляются мне весьма своевременными. У человечества все реже возникает потребность "остановиться, оглянуться". Но когда-нибудь _ придется.

Беседу велаЕлена АЛЕКСЕЕВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]