[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 114(1788), 23 июня 1998
|
Резонанс
Немножко зацепило...
Статья "Патриоты и разуваевы" была невелика по размерам, но резонанс, учитывая и телефонные звонки, и письма, оказался значительным.
Дело прошлое, признаюсь, она специально была написана так, чтобы немножко зацепить читателя за сердце и, не навязывая ему никаких крайних суждений, заставить просто подумать.
Ведь по существу я задавал только один вопрос: почему патриотизм, который во всех странах считался и считается одной из важнейших не только гражданских, но и христианских добродетелей, превратился на страницах российской печати в нечто противоположное, в пугающий жупел, в средство борьбы с политическими противниками?
Простейшее слово "патриот" не пишется ныне без кавычек. Дело доходит до смешного. Дмитрий Сергеевич Лихачев, без всяких сомнений, патриот России до мозга костей, одно из своих последних выступлений озаглавил "Почему я не патриот". Вот такой курьез.
Отмечу характерную особенность всех поступивших откликов. В них идет речь не столько о понятиях, терминах, сколько о нашей уродливой и несуразной жизни, о судьбах. Тут острая боль, тоска и яростный гнев. А эпитеты, относящиеся к нынешнему режиму и его представителям, таковы, что в газете, которая "против властей не бунтует", их просто воспроизвести невозможно. И вопросов ставится столько, что на них всей редакцией не ответишь.
В то время когда я читал отклики, чисто случайно мне попалась свежая статья политического обозревателя газеты "Торонто стар" Эрика Маргулиса. Она настолько интересна, что ее немедленно передало Международное канадское радио, а агентство "Эфир-дайджест" по электронным связям распространило в нашей стране.
Автор _ убежденный и известный антикоммунист, отдавший много лет критике Советского Союза. Но вот после семилетнего перерыва он вновь посетил Москву и с изумлением убедился, что вся таинственность "живого музея триумфов и трагедий, мистики и величия" исчезла, что "мусорная культура Запада, гамбургеры заменили большевизм". Надо понимать, что никакой радости ему это не доставило.
Может показаться, что эта публикация не имеет никакого отношения к теме "патриоты и разуваевы". Но на самом деле в ней очень много созвучий и со статьей, и с полученными редакцией откликами.
Вот как канадский журналист описывает нас, русских: "Большинство русских отчаянно смелые, страстные патриоты, романтичные, стойкие во время войны, но еще более стойкие перед лицом любого, самого ужасного несчастья. Они высоко интеллектуальные оппоненты, умные, лукавые, терпеливые, способные на самые тонкие увертки и византийские замыслы. Они безжалостны или беспечны относительно собственных потерь, либо тех, которые они наносят другим. Но после битвы с бывшими русскими противниками можно выпить водки, целоваться, похлопать их по плечу и оплакивать товарищей, павших в бою".
Несколько отдает "самоваром под развесистой клюквой", но в основном, приходится согласиться, _ верно.
А дальше собственно об откликах. Естественно, я выбрал те, авторы которых частично или полностью не согласны с автором статьи.
Анатолий Иванович Лапутин пишет: "Вы подняли очень важную тему: ох, боюсь, достанется вам на орехи. Впрочем, нам с вами не привыкать... Я родился в Ленинграде, в семье рабочего. Отец и мать _ беспартийные и полуграмотные (прошли ликбез). Но в 1941 году отец ушел добровольцем на фронт, никто его к этому не принуждал. Воевал в народном ополчении... Сам я 40 лет отдал "Красному треугольнику" и не жалею об этом. Патриот своего города и своей страны. Вроде бы "краснокоричневый", быдло. Но я не чувствую угрызения совести за прожитую жизнь, как и миллионы моих сограждан, хотя это может (как вы пишете) вызвать усмешку. Но это как кому хочется... Не стану кривить душою: разрешите не согласиться с вами, что патриотизм россиян куда-то делся.
При этом я спал бы спокойно, не болела бы голова, не ныло бы сердце.
Думаю, вы ошибаетесь или что-то не договариваете... А пока стыдно за разную грязь кругом, за оскверненные могилы и памятники".
Эту мысль продолжает читательница Емельянова: "Хотя нынешние подонки продолжают твердить, что "патриотизм _ последнее прибежище подлецов", на самом деле он никуда не уходил. Просто он проявляется не в тех формах, к которым мы привыкли. Раньше наши народы побеждали в открытом бою, а сейчас, в результате острой борьбы за власть, победили антилюди. Они "стоят на пепелище и судьба их духом нищим в двух мирах царит одна". Поскольку у них отсутствуют любые нравственные категории, тратить энергию слов и применять любые формы честной борьбы совершенно бесполезно. Люди выпьют свои чаши страдания до дна..."
Не удивляйтесь пессимизму этих слов. Он отражение нашей реальности. А вот как эту реальность характеризует тот же канадский журналист: "Россия похожа на страну, проигравшую войну. Как Япония и Германия в свое время, она все еще раболепствует перед иностранными посетителями, болезненно переживает неоп- ределенность своей идентичности и будущего. Многие россияне не понимают, почему развалилась советская империя, они лишь констатируют, что их когда-то мощная страна превратилась в развалину".
Это непонимание порой ведет к отчаянию. Вот письмо Риммы Евгеньевны Сивой: "Вы пишете, что мы живем в Отечестве и ради него. С этим я не могу согласиться. Это все равно что жить в доме ради дома (стен, мебели?). Любовь к матери... А если мать живет только для себя, рожает и бросает детей, бьет их, предает, использует, скажем для попрошайничества, а деньги отбирает и пропивает, возникнут ли в семье высокие чувства? Таким мне представляется сейчас образ Матери-родины".
Уважаемая Римма Евгеньевна, нельзя с вами согласиться. Категорически.
Во-первых, не стоит путать Родину и власть, режим. Это разные вещи. Пожалуй, только на Россию не распространяется известный постулат: "Любой народ имеет ту власть, которой он заслуживает". Ибо с царями, вождями и так называемыми лидерами нам не везло на протяжении всей истории.
Оглянитесь назад и вы увидите паноптикум. И еще ни одна власть в России добром не кончала. Каждый последующий деятель сначала вытирал ноги о предшествовавшего, а потом стремился даже память о нем вытоптать. Но это история власти, а не страны и не народа.
Во-вторых, тут "не по хорошему мил, а по милу хорош". И вряд ли вы станете спорить с тем, что волна патриотизма взмывала в нашей стране именно в самые тяжелые, страшные, горькие времена, когда, говоря вашими словами, не только мебели не оставалось, но и стены рушились.
Так что, вероятно, вы погорячились.
Впрочем, статья вызвала отклики и более строгих оппонентов. Вот письмо тренера по футболу М. А. Рубина. Длинное. Он начинает с перечня обид еще 80-х годов и корень всех бед видит в том, что когда в свое время "доморощенные "наци" на митингах в Румянцевском саду пытались приватизировать право на патриотизм, "Ленинградская правда" не дала достойную отповедь, не повернула навязанную обществу дискуссию в цивилизованное русло". По его мнению, "в редакции до сих пор работают журналисты, разделяющие взгляды тех "памятников". Иногда они статьи печатают против нынешнего, пусть с грубыми ошибками, но бесспорно реформаторского курса".
Но это _ не главное. Рубин считает, что положение усугубилось: "Госдума в который раз отклоняет Закон о запрете пропаганды фашизма, и это тоже объяснимо: в ней заседают в большинстве пересевшие из обкомовских кресел аппаратчики... А "Санкт-Петербургские ведомости", словно не видя и не слыша этого, после общих рассуждений подсказывают экстремистам и маргиналам новые цели _ "новые хозяева жизни". Они же "крысы" и "мародеры". Враги опять обозначены".
Очень близко к этому письму другое, тоже большое (подпись совершенно неразборчива, а само оно написано на обороте листовок фракции "Яблоко"): "Зачем сейчас перед нами, понимающими, что наша страна в глубочайшем кризисе, поднимать такую несвоевременную тему, как патриотизм?.. Вот доживете, тов. Лисочкин, до того времени, когда удастся наладить рыночное хозяйство, когда заработают мощнейшие стимулы рыночного производства, когда будут решены проблемы экономики и общества и т. д. и т.Ъп., тогда и радуйтесь на здоровье естественным чувствам патриотизма у наших граждан! Будут экономические успехи, будет подъем экономики (который, по Немцову, неизбежен, как восход солнца), тогда и будет подъем настроения в народе, воскреснет уверенность в своих силах, гордость за свою страну и народ, тогда и появится патриотизм! А что же вы сейчас-то злобствуете и злопыхаете?".
Я милого узнаю по походке... Но думаю, что не доживу до упомянутого восхода, и т. д. и т.Ъп.
Уж меньше всего я полагал, вспоминая Салтыкова-Щедрина и говоря о "разуваевщине", что у разуваевых найдутся защитники и подхалюзники.
Ведь у капитала, у прибыли родины нет, именно патриотизм страшен и опасен для тех, кто разворовал страну. Но оказывается, и у них есть сторонники.
А может быть, они искренни? Может быть, во времена, когда жизнь все больше напоминает марафонский заплыв в бассейне с дерьмом, они еще верят в "новую Россию", "развитие демократии" и "углубление реформ"? В таком случае с ними спорить бесполезно _ как с сектантами. И я этого делать не стану. Просто в очередной раз приведу мнение того же канадского обозревателя: "Новая Россия _ это гибрид умирающего коммунизма, азиатской бюрократии и гангстерского капитализма с небольшим налетом западной потребительской культуры. За всем этим кроется преступность, коррупция и, естественно, бедность... И поскольку Запад вкупе с Соединенными Штатами не может предложить ничего лучшего, он продолжает финансировать эту загнивающую клептократию".
Понятно, что о патриотизме рассуждать, писать очень трудно, постоянно в памяти всплывает сонет, давно написанный рукой гения: "Я не хвалю любовь свою, я никому ее не продаю". И трудно, понимая все сложности российской действительности, предвидеть будущее. Но канадец Эрик Маргулис, считающий состояние России "неестественным и противоречащим ее характеру", полагает так: "Русские способны выдержать все, кроме унижения и стыда... Нынешний "воровской капитализм", обогативший кучку людей, но не давший ничего народным массам, будет существовать недолго".
С этим утверждением известного, закаленного в боях антикоммуниста и антисоветчика, поразмышляв, можно, пожалуй, тоже согласиться.
Игорь ЛИСОЧКИН