[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 106(1780), 9 июня 1998
SPb Ved gerb

Весь мир хочет летать еще быстрее
А в Питере, в холдинговой компании "Ленинец", убеждены в том, что единственный путь для этого _ реализация отечественной концепции "Аякс"

Пожалуй, наша газета является единственной, которая начиная с 1992 года последовательно информирует читателей о решении одной из глобальнейших технических проблем современности _ создании гиперзвуковых летательных аппаратов, способных передвигаться в атмосфере с еще невиданными скоростями. Вслед за большой статьей "Гиперзвук во времена гиперинфляции" мы опубликовали немало материалов на эту тему _ "Шаг в ХХI век", "О концепции "Аякс". И не только", ряд других.

И тема с повестки дня не снимается. Только что из Норфолка (США) вернулся генеральный директор Научно-исследовательского предприятия гиперзвуковых систем Александр КУРАНОВ, который участвовал в обсуждении проектов летательных аппаратов будущего вместе с учеными и конструкторами разных стран мира. И было там высказано немало интересного.

_ В Норфолке состоялись сразу две конференции, организованные НАСА и ВВС США. Одна из них была посвящена плазменной аэродинамике, другая _ собственно гиперзвуковым технологиям летательных аппаратов.

Вряд ли, Александр Леонидович, это совпадение случайно.

_ Конечно, не случайно. Мне, например, пришлось работать и на той и на другой. В значительной мере совпадал круг участников конференций.

Кстати, на них присутствовала довольно большая группа российских ученых и инженеров. Мы с профессором Анатолием Степановичем Юрьевым из академии имени Можайского представляли Петербург.

Если говорить о главном _ почему такие собрания специалистов вызывают очень большой интерес? _ то ответ достаточно прост: мировой аэрокосмический комплекс ищет пути для повышения скоростей различных летательных аппаратов. Такое повышение _ закон технического прогресса. И сегодня не только ученые, но, наверное, и все, убеждены: в ближайшей исторической перспективе будут созданы самолеты, которые станут летать со скоростью в 10 _ 15 и более раз превышающей скорость звука и доставлять пассажиров в любую, самую отдаленную точку земного шара за час с небольшим. Это неизбежно. Но никто не может пока ответить, как и когда это произойдет. Отсюда и поиски самых различных путей.

С проблемами плазменного обтекания ученым непосредственным образом пришлось столкнуться в начале космической эры при запуске ракетносителей и возвращении на Землю спускаемых аппаратов. Решалась сложнейшая задача их защиты от образующегося тепла, от сгорания, создавались специальные конструкции, обмазки, новые виды керамики.

Дальнейшие исследования в этой области показали, что есть такие виды плазмы, которые можно очень эффективно использовать. Если, например, в 10 миллионах нейтральных молекул воздуха присутствует всего один электрон, это существенно снижает силу сопротивления воздушной среды. Эффект был впервые зафиксирован в нашем городе, в Физико-техническом институте имени Иоффе. Впоследствии он был подтвержден в лаборатории ВВС США на базе Райт-Паттерсон.

Грубо говоря, если самолет одеть в "чулок" из ионизированного воздуха, из так называемой холодной плазмы, то можно повысить его скорость на 10-30 процентов и получить еще целый ряд преимуществ. Это сулит многомиллиардную экономию в воздушных перевозках и, естественно, привлекает очень многих. Над теоретическими и экспериментальными проблемами плазменной азродинамики сейчас активно трудятся исследовательские группы у нас в России, и в США. В Петербурге эти проблемы решают в Научно-исследовательском предприятии гиперзвуковых систем холдинговой компании "Ленинец", а также в совместной научно-исследовательской лаборатории "Новые гиперзвуковые технологии", созданной нашей компанией и Университетом, в академии имени Можайского и в других организациях.

Я не в коей мере не ставлю под сомнение важность и необходимость этих исследований. Они имеют очень большое значение. Но в том, что касается их практического использования, то на конференции мне пришлось занять позицию скептика: откуда взять такую большую энергию для создания плазменных образований? Окружить самолет слоем ионизированного газа _ не проблема, но надо иметь на его борту достаточно мощный энергоисточник. У меня есть большие сомнения в том, что человечество допустит применение на лететельном аппарате ядерных устройств. А любые другие утяжелят его настолько, что сведут к нолю намечаемый эффект. В концепции "Аякс" предлагается использование МГД-генератора, который является составной частью двигательной установки и в то же время позволяет вырабатывать от 10 до 100 МВт электроэнергии, которая может быть использована для ионизации.

Но и это не главное. Нас интересует существенно большее повышение скоростей объектов. Развитие плазменной аэродинамики к этому привести не может, а следовательно "прорыва" в гиперзвук тут не произойдет.

Между тем стремление к этому велико. Вот я вам демонстрирую огромный том, изданный после второй конференции. Это рефераты 130 докладов, посвященных различным аспектам технологии гиперзвуковых самолетов.

_ Однако... Много лет назад в развитых странах мира в условиях глубочайшей секретности разрабатывались и осуществлялись программы по гиперзвуку. Сейчас все они, в том числе наиболее основательные _ "Hotol", "Sanger", "NASP" _ приостановлены, прекращены, признаны бесперспективными.

_ То, что произошло, закономерно. Давайте вспомним, что бессмысленно было штурмовать звуковой барьер на винтовых моторах. Тогда появилась реактивная авиация. У нее вначале тоже было немало противников, но она завоевала мир. "Хождение за звук" было осуществлено. Американцы создали знаменитый самолет-разведчик SR-71, летающий на 2,5 "махах" (скоростях звука) и у нас в России появились аппараты, достигающие 3 и 4,5 "махов". Но, как понимают многие компетентные специалисты, это потолок, предел.

Провал гиперзвуковых программ в разных странах объясняется тем, что авиаконструкторы шли привычными путями, используя имеющийся потенциал реактивной авиации. А между тем все ресурсы и возможности тут исчерпаны. Нужны совершенно новые концепции, подходы и разработки.

Россия в этом смысле представляет собой счастливое исключение. Более десяти лет назад один из нынешних ветеранов "Ленинца" Владимир Львович Фрайштадт, продолжающий и сейчас работать над взаимодействием летающих объектов с окружающей средой, создал гиперзвуковую концепцию "Аякс". Как говорят, подлинно гениальное _ просто. Он предложил не защищать аппарат, летящей с огромной скоростью, от тепла, а напротив _ впускать его внутрь для повышения энергоресурса. Это решало глобальный вопрос охлаждения планера и много других проблем.

Впрочем, эта революционная концепция была воспринята не сразу. Ее разработчиков упрекали в забвении основополагающих законов термодинамики и других грехах. Потребовались долгие годы работы, чтобы утвердить состоятельность теории. И только к 1993 году экспертная комиссия из крупнейших ученых вынесла окончательный вердикт: "Концепция "Аякс" и ее основные направления не противоречат данным современной науки". В том же году состоялось памятное заседание научно-технического совета Госкомоборонпрома. Впрочем, на нем, я помню, вы присутствовали.

_ Да. И до сих пор помню блестящее выступление нашего великого и маститого ракетостроителя Игоря Сергеевича Селезнева, который назвал концепцию Фрайштадта "могучим детонатором".

_ Она действительно является таковой и содействовала развитию целого ряда новых направлений в науке и технике. Кроме того, еще задолго до утверждения ее научной состоятельности, "Ленинец" финансировал конструкторские, опытные и испытательные работы в этом направлении. Таким образом мы располагаем таким потенциалом, равного которому нет в мире.

_ Была создана объединенная дирекция по гиперзвуковым технологиям, разработана и согласовывалась национальная программа, существовал совершенно реальный план объединения вокруг нее пятидесяти крупнейших российских научных центров. А затем все оказалось на точке замерзания...

_ Будем реалистами. Развертывание работ по гиперзвуку требует больших затрат. Мы остановились перед циклом "бросковых" испытаний отдельных элементов новой двигательной установки на ракетах-носителях... И, учитывая нынешнее состояние экономики и бюджета, вряд ли мы получим необходимые средства. Но это никак не умаляет значимости того, что уже сделано.

_ Все это связано с военной проблематикой. Ведь гиперзвуковые летательные аппараты не поражаются средствами ПВО ни земного, ни космического базирования. И страна, которая создаст их получит значительное военное превосходство.

_ Военная техника очень часто являлась локомотивом технического прогресса. Например, вся массовая гражданская реактивная авиация возникла на базе авиации военной. Но в данном случае мне хочется предложить вам другое рассуждение. Мир переменился. Сейчас многие страны продолжают поддерживать свои вооруженные силы на достаточно высоком уровне, но тем не менее выделяют средства военно-промышленному комплексу все более скуповато. Поэтому я не исключаю возможности "прорыва" в гиперзвук не с "военной", а с "гражданской" стороны. Это может быть продиктовано экономикой. Ибо потребность в таких самолетах в мире чрезвычайно высока.

_ На конференции обсуждалась концепция "Аякс"?

_ Конечно. У многих ученых она продолжает вызывать очень большой интерес. Правда, мне пришлось столкнуться и с новичками, которые о ней вообще не слышали. Я беседовал и с теми и с другими. Ведь на подобных конференциях важны не только пленарные заседания, но и то, что называют разговорами в кулуарах, непосредственный обмен мнениями. Вообще же в умах ученых и конструкторов пока сохраняется пестрота. Есть те, кто верит в дальнейшее "усовершенствование" уже существующих двигателей, в новые конструкционные материалы. Есть сторонники систем "водород _ кислород". Для нас все это _ давно пройденные этапы. И мне было очень любопытно беседовать с людьми, начинающими нащупывать пути, которыми мы двинулись много лет назад, испытывают те же трудности, что и мы когдато, и совершают те же неизбежные ошибки.

Когда я вам демонстрировал увесистый том, в который вошли доклады с международной конференции (а она уже восьмая по счету), наверное, вы догадались, что мы знаем не так уж мало о том, что делается в разных странах. И я без обиняков, с полной уверенностью могу сказать: сегодня в мире существует единственная концепция, которая станет основополагающей в освоении гиперзвуковых скоростей в ХХI веке, _ "Аякс". Другой нет. И полагаю, что вряд ли она появится.

Игорь ЛИСОЧКИН


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]