[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 96(1770), 26 мая 1998
SPb Ved gerb

Льготы для... богатых
Почему завис "квартирный вопрос"

Сегодня заметно поугас былой общественный интерес к тому, сколько же в городе построено новых квартир. Оно и понятно. В прошлом за этим стояло движение муниципальной очереди и надежды петербуржцев на новоселье.

Теперь же бюджетных ассигнований на строительство бесплатного жилья для очередников практически не стало, квартиры сейчас, как известно, строятся в основном за счет собственных средств нуждающихся в жилье. Масштабы строительства свидетельствуют разве что о количестве семей, сумевших изыскать деньги. Способны на это очень немногие: даже по самым оптимистическим оценкам, покупка жилья сегодня по карману едва ли 60 тысячам семей петербуржцев _ 3,5 процента населения города.

Тех же, кто нуждается в жилье и имеет возможность вкладывать деньги в его строительство, по нашим наблюдениям, ежегодно набирается не более 1200 _ 1300 семей.

Этим, собственно, пока и предопределен у нас объем того, что строится для свободного рынка _ 600 _ 650 тыс. квадратных метров общей площади. Построим больше _ часть квартир не найдет покупателя, меньше _ создается дефицит со всеми вытекающими из него последствиями. В этом свете, казалось бы, введенные в эксплуатацию в минувшем году 756,2 тыс. квадратных метра жилья вполне соответствуют сложившейся в настоящее время экономической ситуации.

Но оттого, что жилье стало дорогим и недоступным, нуждающихся в улучшении жилищных условий не поубавилось: квартирный вопрос по-прежнему остается одной из острейших наших социальных проблем. При этом без нового строительства ее никогда не разрешить, потому как в нашем городском жилом фонде просто не хватает для этого квартир, которых сейчас чуть ли не на 500 тысяч меньше, чем проживающих в Петербурге семей.

Строить же их граждане для себя в большем, чем это делается сейчас, количестве смогут только лишь при серьезной государственной поддержке.

Оттого-то и общественный интерес сместился теперь от количественных показателей _ на сколько прибавилось в городе квартир, к более важным вопросам _ что реально делает власть, чтобы помочь очередникам, какие принимаются меры для того, чтобы приобретение квартиры стало доступным для населения?

Кардинальных сдвигов, к сожалению, в этом у нас пока не произошло. Конечно, некоторый толчок для оживления жилищно-строительной деятельности, снижения себестоимости строительства безусловно дает принятое в конце прошлого года решение губернатора о предоставлении городских территорий под строительство по их рыночной цене.. Не будь его, уже в текущем году домостроению пришлось бы совсем худо: столь велики были различные "нагрузки" и "отчисления" на желающих вкладывать деньги в строительство.

Непосвященному трудно представить, что в нашем городе десятилетиями решившие строить жилье не могли даже предугадать, во что обойдется эта затея. Все зависело даже не столько от санкционированных обязательных платежей, сколько от многочисленных согласующих инстанций и городских служб, которые по своему усмотрению имели возможность переложить на строящего жилье любые расходы своего ведомства. Чего только не требовали от застройщика, какими только оброками не облагали! В стоимости каждого квадратного метра строившегося жилья нередко до 45 _ 50 процентов составляли расходы, связанные с такими "нагрузками". Этот беспредел и стал в конце концов серьезно тормозить жилищное строительство.

Думается, нелегко далось нашему губернатору смелое решение отменить разом все распорядительные документы, позволяющие такие поборы.

Это нововведение безусловно открывает реальные возможности для снижения себестоимости жилищного строительства в городе, сделает его более привлекательным для инвесторов.

Но создание условий для безубыточного домостроения само по себе еще не способно увеличить в городе число новоселий. Главное условие такого роста, повторяю, _ государственная поддержка горожан, решившихся обзавестись собственным жильем. На этом, главном направлении пока сплошные пробуксовки.

Сбербанк, например, начал давать гражданам долгосрочные кредиты на жилищное строительство. Но пять лет для возврата позаимствованных у него денег _ слишком короткий срок, чтоб такой услугой смогли широко воспользоваться горожане, 70 процентов которых имеют годовой доход, позволяющий приобрести от силы 4 _ 5 квадратных метра на семью. Да и процентная ставка за такой кредит слишком велика. Так что трудно рассчитывать, что эта мера окажет существенное влияние на увеличение числа новоселий.

Ряд банков, риэлтерских компаний пробуют самостоятельно внедрить элементы ипотечного кредитования, создать условия, когда покупатель строящейся квартиры имеет возможность расплачиваться за нее не только деньгами, но и занимаемой им в настоящее время жилой площадью. Однако, когда нет необходимых законов об ипотеке, решившиеся на такой шаг кроме пустых хлопот ничего не имеют.

Не на массового покупателя рассчитаны и дома, строящиеся за счет кредитов Всемирного банка. Этот проект направлен не столько на поддержку нуждающихся в приобретении жилья, сколько на то, чтобы домостроительная деятельность у нас не угасла совсем.

Хорошим подспорьем могла бы быть предоставляемая теперь в соответствии с законом разовая льгота гражданам, строящим себе жилье, позволяющая использовать для этого причитающийся с его заработков подоходный налог. Но она ощутима лишь для тех, у кого этот налог достаточно велик, т.Ъе. для имеющих достаточно высокие доходы, облагаемые налогами. Для большинства же эта льгота также не может стать источником пополнения средств на покупку жилья.

Словом, куда ни кинь, надежд на рост новоселий почти нет. И не будет! Потому что, как ни странно это звучит, в городе никто конкретно за решение этой наиважнейшей проблемы не отвечает. В администрации нет ни руководителя, ни структуры, с которых можно было бы спросить _ почему не решается квартирный вопрос петербуржцев? "Размазанность" ответственности за разрешение связанных с этим проблем по многим комитетам и управлениям на руку разве что чиновному люду, склонному кивать на трудности, преодоление которых всегда за пределами их собственной компетенции.

Оттого-то и некому ограничить аппетиты разрастающейся околостроительной бюрократии, под благородными лозунгами заботы о новоселах грабящей их же исподтишка. Никто, скажем, не против сертификации строительных работ, но где искать управу на цены, запрашиваемые за эту услугу? Как может сертификация, например, электротехнических работ на доме, проводимая за каких-то два-три дня одним инспектором этой службы, стоить столько же, сколько стоят эти же самые работы, выполнявшиеся в течение нескольких месяцев целой бригадой электриков!

Оттого-то до сих пор нет в городе четко сформулированной позиции о дальнейшей судьбе очередников. Они, естественно, давно уже не ждут бесплатных квартир. Но нельзя же их вообще оставить ни с чем: кто-то же должен и обязан разработать для этой категории граждан адресную систему льгот, какие-то формы муниципальной поддержки!

Увы, заболтали хорошую идею (а она ни у кого не вызывала сомнений) создания городского фонда индивидуального строительства, средства которого использовались бы для льготного кредитования семей, намеренных строить жилье за счет собственных средств.

И так у нас во всем, что связано с квартирным вопросом горожан.

Поэтому убежден _ в городской администрации сегодня, как никогда, нужны люди, персонально ответственные за решение этой проблемы. Вот тогда мы хотя бы будем знать, с кого конкретно спросить и о судьбе очередников, и о перспективе городских новоселий...

Борис СУРОВЦЕВ,заслуженный строитель России


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]