[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 96(1770), 26 мая 1998
SPb Ved gerb

Победа европейцев
В воскресенье поздно вечером были объявлены итоги 51-го международного Каннского кинофестиваля.

В этом году, впрочем как и в прошлом, фестиваль прошел без лидера. В 97-м это закончилось тем, что "Пальму" поделили представители ориентального кинематографа _ японец и иранец. В этом году "Золотая пальмовая ветвь" присуждена греку Тео Ангелопулосу.

Его фильм "Вечность и день" завершал конкурсный показ. В кулуарах шептались: "Если не Ангелопулос, то кто же?" Но после первого просмотра показалось, что и Ангелопулос на "ветку" "не тянет", хотя фильм претендует на глобальность темы (это понятно уже из названия), что для Канна важно. Герой драмы _ известный писатель, который уезжает из своего дома на побережье, дома, где прошла вся его жизнь. Он пускается в странное путешествие, в котором переплетаются прошлое и настоящее, воспоминания о детстве соседствуют с современной историей маленького мальчика, сбежавшего из Албании в более благополучную Грецию.

Предыдущий фильм мастера "Взгляд Улисса" (Специальный приз жюри Канна-95) тоже рассказывал о путешествии творца по приграничным территориям и охваченной войной Югославии, но он был более динамичен, и аллегории там соседствовали с реальными и жестокими событиями. Это приковывало зрительское внимание, и огромная картина смотрелась практически на одном дыхании. "Вечность и день" ровнее и скучнее, кроме того там есть сценарные недоработки, которые бросаются в глаза.

Но ничего не поделаешь, Канн любит Ангелопулоса, и 7 из его 13 фильмов так или иначе участвовали в фестивале, но ни разу не получали главных призов. Теперь справедливость восстановлена.

Гран-при присужден Роберто Бениньи за фильм "Жизнь прекрасна". Начинаясь как традиционная итальянская комедия _ с падениями, тортами в лицо и легким флиртом, во второй половине фильм превращается в нечто, доселе еще не виданное. Не знаю, кто еще смог бы рассказать о концлагере с таким юмором и таким тактом. Весь трюк заключается в том, что главного героя (его играет сам режиссер) и всю его семью отправляют в лагерь, а маленький сын не должен знать, где они находятся и что им грозит. Жизнь в лагере герой превращает для своего сына в увлекательную игру, обещая, что как только они наберут тысячу очков и выиграют, мальчик покатается на настоящем танке. Малыш свято верит папе и соблюдает правила игры. Отец играет со смертью и погибает в неравной игре.

Зато мальчик остается жив и действительно выезжает с территории лагеря на американском танке. Он набрал тысячу очков и победил.

Во второй части фильма есть замечательно придуманные эпизоды, а работа маленького актера Джорджо Кантарини заслуживает отдельного приза.

Но актерский приз мальчику, конечно, не дали. На него было достаточно и взрослых претендентов. Приз за главную мужскую роль получил Питер Маллан. Английский "соцреалистический" фильм Кена Лоуча "Меня зовут Джо", где он сыграл "завязавшего" алкоголика, долгое время был среди лидеров фестиваля.

Приз за главную женскую роль поделили Элоди Буше и Наташа Ренье за работу в драме Эрика Зонка "Жизнь, о которой мечтают ангелы" (Франция).

Два спецприза жюри присуждены французу Клоду Миллеру за драму "Классное путешествие" и датчанину Томасу Винтербергу (семейная драма "Чествование").

Алексей Герман, чей фильм "Хрусталев, машину!" участвовал в конкурсе, и Алексей Балабанов (его картина "Про уродов и людей" была представлена в "Двухнедельнике режиссеров") не получили ничего.

Ольга ТУМАСОВА Канн _ Петербург


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]