[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 43(1717), 6 марта 1998
SPb Ved gerb

Память о великом конструкторе
10 марта исполнится 90 лет со дня рождения Жозефа Яковлевича Котина. Само это имя осталось в истории страны, в истории города, и, без сомнения, знакомо очень многим. Хотя выдающийся конструктор танков, бронированных артиллерийских орудий и тяжелых машин хозяйственного назначения принадлежал к тем людям, к ведущим "оборонщикам", о которых при жизни писать не полагалось. Поэтому многие эпизоды его деятельности, многие черты личности сохранились лишь в памяти соратников и учеников конструктора.

Путь Котина к вершинам технической мысли был стремительным, но, может быть, и типичным для тех лет. Работа слесарем на заводе в Харькове, затем годы напряженной и целеустремленной учебы _ вечерний рабфак, Харьковский политехнический институт, Военно-техническая академия имени Дзержинского. Это привело его на должность начальника конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации.

Через пять лет Котин был назначен главным конструктором танкового конструкторского бюро на Кировском заводе. Здесь он осуществляет свою мысль о разработке тяжелого танка с противоснарядным бронированием. Котин был убежден, что такой танк будет необходим в будущей войне с фашистской Германией.

Первые образцы тяжелых танков КВ и СМК прошли боевые испытания в советско-финляндской войне, где показали исключительную неуязвимость.

В 1939 году КВ был принят на вооружение, производство его началось на Кировском заводе.

В начале Великой Отечественной конструкторское бюро Котина и большая часть Кировского завода эвакуировали в Челябинск, где было организовано крупное производство, получившее название "Танкоград". Здесь выдающийся конструктор разработал новые образцы КВ, новые танки серии ИС, а на их базе мощные самоходные артиллерийские орудия, давшие Красной Армии решающий технический перевес в войне с фашистской Германией.

В конце войны, после возвращения из эвакуации в Ленинград, в конструкторском бюро начались работы над новыми образцами бронетанковой техники. Были созданы танки Т-10, Т-10М, плавающий танк ПТ-76, гусеничные машины-носители для ракет большой дальности. Под непосредственным руководством Котина была начата разработка боевой машины с газотурбинным двигателем, воплощенная в дальнейшем в одном из лучших танков мира _ Т-80.

В нелегкие послевоенные годы творческая деятельность выдающегося конструктора не ограничивалась боевой техникой. По его инициативе были разработаны трелевочный трактор КТ-12, семейство мощных колесных "Кировцев", гусеничный вездеход "Пингвин" для Антарктиды.

О жизни, которая была великим трудовым подвигом, говорят и награды конструктора, генерал-полковника _ инженера, доктора технических наук, профессора. Он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, высшими полководческими орденами Суворова I и II степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом "Знак Почета". Ему четырежды присуждалась Государственная премия СССР.

На территории Кировского завода установлен памятник великому конструктору. На доме, где он жил, _ мемориальная доска. Машиностроительному техникуму при Кировском заводе присвоено имя Ж. Я. Котина. Его именем названа одна из улиц города. На родине конструктора, в Павлограде, на постаменте стоит легендарный танк ИС-3 с мемориальной надписью. Одна из горных вершин на Памире названа его именем и на ней водружен барельеф с изображением Ж. Я. Котина.

В день 90-летия со дня рождения великого конструктора в НИИтрансмаше состоится торжественное заседание, в ОАО "Спецмаш" пройдет научно-технический совет, на котором будут рассмотрены работы конструкторов для присуждения премии Ж. Я. Котина. Соратники и ученики создателя уникальных танков продолжают сбор воспоминаний о нем.

Соб. инф.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]