[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 21(1695), 4 февраля 1998
SPb Ved gerb

"Шизофрения", как и было обещано
"Ленфильм" между прошлым и будущим В январе журналисты с особым нетерпением ожидали традиционную ленфильмовскую пресс-конференцию по итогам года _ ведь это был первый год работы нового руководства студии. Но отчетная пресс-конференция так и не состоялась. Были тому и объективные причины _ не смог приехать бывший директор "Ленфильма", а сейчас заместитель председателя Роскомкино А. А. Голутва (именно он несколько лет назад сделал такие пресс-конференции традиционными). Но, скорей всего, главная причина все-таки в другом.

В начале прошлого года новый директор "Ленфильма" В.ЪА. Сергеев был настроен весьма оптимистично. В многочисленных интервью говорилось о скором преодолении кризиса кинопроизводства, обещаны были чуть ли не 14 (!) премьер картин, многие из которых находились в работе уже несколько лет. Реально же было выпущено всего четыре фильма, причем в широкий прокат попал (то есть дошел до зрителя) только один _ "Шизофрения" режиссера Виктора Сергеева.

Но дело даже не в том, что обещанного "парада премьер" не получилось. Как все государственные предприятия (а с начатым в 1993 году акционированием старейшей киностудии страны так ничего и не получилось), "Ленфильм" оказался заложником хронического недофинансирования. И Сергеев очень быстро на практике убедился, что одно дело _ "выбить" из министерства деньги на три, максимум четыре картины, и совсем другое _ на весь студийный план. Так что как минимум половину претензий по количеству новых фильмов надо адресовать Москве. А вот что касается качества...

"Царевич Алексей" Виталия Мельникова _ картина добротная и достойная, но все же эта костюмно-историческая семейная драма по чистоте жанра, масштабности и зрелищности несколько уступает прежней картине этого же режиссера _ "Царской охоте". Наверное, только после "Павла I", работу над которым режиссер уже начал, можно будет судить обо всей исторической трилогии в целом. Впрочем, здесь как минимум есть две очень значительные актерские работы: Петр I Виктора Степанова и прекрасный дебют молодого Алексея Зуева в роли царевича.

Порадовал фильм Лидии Бобровой "В той стране". Хотя, увы, прошло от ее режиссерского дебюта "Ой вы, гуси!" до второго фильма целых пять лет. Режиссер продолжает разрабатывать начатую в "...Гусях" так называемую деревенскую тему. Новый фильм Бобровой в такой же степени не похож на ее первую работу, в какой наша нынешняя действительность отличается от той (действие "...Гусей" проходило в год московской Олимпиады). Все стало жестче, суровей, и все же вера в возможность сохранить духовность и нравственные идеалы осталась прежней. Сделанный в скромной, неброской манере с удивительным сочетанием жизненной правды и поэтического вымысла, фильм выгодно выделяется на фоне многочисленных конъюнктурных поделок "под Запад".

На фоне той же "Шизофрении", которая конъюнктурна до такой степени и так откровенно, что в этом даже какое-то бесхитростное обаяние сквозит. Начиная со сценария, который якобы "по секрету нашептал" Александру Абдулову некий крупный московский авторитет преступного мира.

На самом деле драматургия "Шизофрении" подозрительно сильно напоминает небрежно переписанный и наспех приспособленный к нашим реалиям сценарий добротного старого американского боевика "Принцип домино".

Ну и дальше все в том же духе по принципу "они крутые, а мы еще круче". Спецслужбы воюют между собой, "отрицательный" вице-премьер хочет убить еще более "отрицательного" банкира, массовку изображают участники и гости Московского кинофестиваля. А благородный киллер в изображении Абдулова "гордо реет в поднебесье", то бишь на высоком мосту, и нервно дергает затвор снайперской винтовки. Впрочем, до конца фильма он еще успеет закрутить любовь с молоденькой смазливой статисткой.

И все это можно было стерпеть, если бы фильм не был так длинен и скучен. Если бы "Шизофрения" шла по всей стране в переполненных залах и собирала для "Ленфильма" деньги на новые картины. Но зритель, перекормленный западными "шизиками", на нашу отечественную вариацию реагирует весьма вяло. На презентации видеокассет Сергеев не преминул похвастать, что это чуть ли не первый случай, когда лицензионная кассета выпущена раньше пиратской. Не учел, видимо, то обстоятельство, что видеопираты воруют прежде всего то, что можно хорошо продать. Уж онито в конъюнктуре рынка разбираются досконально.

О последней по времени премьере "Ленфильма" _ фильме Владимира Бортко "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" судить пока рано. По сути, это еще рабочий материал, который подвергнется, возможно, значительным изменениям. Важно, однако, то, что для режиссера это принципиальная работа, ибо ею он завершает растянувшуюся на десятилетия трилогию о жизни своего поколения. Давний фильм "Мой папа _ идеалист" условно можно было бы назвать "Мне 30 лет", "Единожды солгав" _ "Мне 40 лет" и вот теперь _ "Цирк..." о пятидесятилетних.

А в апреле "Ленфильм" будет отмечать 80-летие. О заслугах и достижениях старейшей киностудии страны уже сказано и будет сказано еще очень много. История действительно славная, и никакие, пусть даже продолжительные, "временные" трудности перечеркнуть ее не могут. Да и сейчас еще "Ленфильм" продолжает собирать регулярную дань наград на международных фестивалях, правда, далеко не самых престижных. И все же, пока не грянули юбилейные рапорты и славословья, стоит задуматься: а что дальше?

Если в прошлом году вместо 14 запланированных картин вышло 4, то сколько премьер будет в этом? И если сейчас "Шизофрения" преподносится как высшее художественное достижение студии, в активе которой (даже если не брать время великих мастеров) совсем недавно были замечательные фильмы режиссеров молодого и среднего поколения, предпочитающих сейчас трудиться где угодно, только не на "Ленфильме"... То "куда ж нам плыть"?

Владимир ПОЛУШКО


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]