[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 248(1673), 30 декабря 1997
SPb Ved gerb

"Чес" по-московски, или Опасные гастроли
Почти каждый уик-энд петербургские театралы становятся свидетелями событий, которые в прежние времена вызывали бы ажиотажный интерес истинных любителей театра. Еще бы! На берега Невы с очередной премьерой прибывает очередной московский театр. Но раз за разом те же театралы с удивлением замечают, что за выдающуюся премьеру им выдают наспех разведенный по мизансценам спектакль, где "звезды" едва знают текст. О сценографии и вовсе приходится забыть. Цены на билеты достигают при этом средней зарплаты доцента. Однако наличие в афише знакомых по кино и телеящику имен все же порождает неистребимую тягу к московскому привозному зрелищу. Где еще можно увидеть живого Джигарханяна или Збруева, насладиться общением с Гундаревой или Васильевой, восхититься дерзостью Петра Мамонова или поглядеть на театральный дебют Анжелики Варум? Ответ известен _ на гастролях москвичей.

Я сознательно не употребляю слова "театр", ибо использование фирменных знаков известных театральных коллективов зачастую вводит публику в заблуждение. Написано на афише: "ТКО "Ленком". Антреприза Александра Абдулова представляет спектакль "Бременские музыканты". И наш доверчивый зритель бежит в кассу покупать билет для себя и своего ребенка, ожидая увидеть нечто. А видит заигранный спектакль, где нет ни Абдулова, ни намека на фирменный стиль легендарного коллектива Захарова. В прессе уже не раз приводились примеры откровенной московской халтуры: "Ну все... все... все?", "Овечка", "Персидская сирень", "Поза эмигранта"... Все это и называется тем жаргонным словечком, которое очень хорошо известно профессионалам театрального гастрольного дела, _ "чес".

Комментарий первый. Галина Ивановна ПАНЬКОВА, руководитель Дирекции театрально-зрелищных касс Петербурга: _ Что такое "чес"? Яркий пример для меня, как человека, не один десяток лет занимающегося эксплуатацией гастрольного репертуара, _ "Карманный театр", который выступает под маркой "Ленкома". В этом так называемом спектакле заняты четыре известных актера. Они находятся на сцене без декораций, и каждый из них произносит свой монолог, абсолютно не связанный с другими. Сюжета нет, об игре я не говорю. Скорее, это _ художественное чтение. Но цена билета _ 120 тысяч рублей. Для нашего традиционного зрителя это цифра запредельная.

Скоро, думаю, все поймут, что за подобными громкими именами и названиями ничего нет. Без них можно спокойно обойтись. Я уж не говорю об уровне цен на билеты, которые у нас в несколько раз ниже, чем на заезжих "звезд". Психология же зрителя такова, что он не торопится в театр, который рядом, а спешит на гастролеров, так как они выступают только два дня. И москвичи этим откровенно пользуются, вздувая цены.

Они приезжают к нам, чтобы заработать по-быстрому деньги. Это я и называю "чесом", которого наша публика абсолютно не заслуживает.

Дело доходит до абсурда, когда гастролями москвичей начинают заниматься даже не граждане России. Так, у всех на памяти гастроли "Ленкома", которые проводила рижская фирма. Мы предупреждали рижан, что нельзя делать билеты на старый, хорошо знакомый спектакль "Юнона и Авось" по 200 тысяч, но нас не послушали. Сейчас история повторяется.

Та же рижская команда проводит в Петербурге показы МХАТовской "Женитьбы". О цене на билеты лучше не спрашивайте _ более 200 тысяч.

К сказанному добавим: в ближайший уик-энд Петербург ожидает нелегкое испытание. Ведь одновременно будут играться сразу два спектакля "Женитьба" из Москвы. Прибавьте к этому "Женитьбу" из Петрозаводска, играемую в рамках фестиваля театров-студий на Малой сцене Театра имени Ленсовета, и перед вами _ пейзаж, достойный кисти Айвазовского. Девятый вал гоголевской пьесы обрушивается на берега Невы. В прежние времена такого просто быть не могло. Во-первых, потому что руководители культуры думали о своих театрах и, как правило, "не пускали" к нам названия, которые повторяли то, что уже есть в городской афише. Во-вторых, существовал определенный план проведения гастролей, и это помогало не сталкивать лбами (как это было только что) популярные коллективы. Измученный театрал в такой ситуации оказывается перед выбором: театр Трушкина или театр имени Моссовета? А в кошельке шуршат последние тысячи рублей. В-третьих, Ленинград никогда не опускался до того, чтобы пускать на свои сцены откровенную халтуру. Что нынче, к сожалению, происходит сплошь и рядом в Петербурге. Почувствовав нашу слабину, москвичи ринулись в образовавшуюся нишу.

Комментарий второй. Елена Николаевна КРАСИЛЬНИКОВА, заместитель директора Дворца культуры имени Ленсовета: _ Теперь мы легкая добыча избаловавшихся гастролеров. В Москве в кабинет директора какого-нибудь популярного театра выстраивается порою целая очередь жаждущих организовать гастроли коллектива в Петербурге.

В ответ москвичи искусственно завышают гарантийную стоимость своих спектаклей. Часто во время больших гастролей настаивают на включении в репертуар абсолютно не популярных названий, которые у нас явно не пройдут. К сожалению, в нашем городе конкуренция между теми, кто занимается продюсерской театральной деятельностью, обострилась. В ход идут интриги, переманивание коллективов. Иной арт-менеджер, не думая о последствиях, всеми правдами и неправдами пытается добиться проведения гастролей москвичей в помещениях наших городских театров. Чтобы подписать договор, иной продюсер просто "перебивает" цену конкурента большей суммой гонорара за спектакль. Отсюда _ и сумасшедшие цены на билеты. Соответственно, меняется и публика в зрительных залах.

Это истинная правда. Надо наблюдать "новую русскую" публику на спектаклях, которая по-детски радуется появлению любой "звезды". А уж когда кто-то произносит реплику, претендующую на остроумие, то зал радостно гогочет, и такое ощущение, что многие просто впервые пришли в театр. Вкус портится прямо на глазах. Хотя какой может быть здесь разговор о вкусе, когда за организацию гастролей берется ныне всяк кому не лень. Продюсерами мнят нынче себя очень многие, не понимая, что помимо денег необходимо обладать еще и профессиональными знаниями, навыками и опытом.

Комментарий третий. Никита Сергеевич Батенин, первый зам. председателя комитета по культуре: _ Мы за то, чтобы гастролями занимались профессионалы. Для нас важен художественный уровень предлагаемых петербургскому зрителю спектаклей. Они могут быть спорными, как у Виктюка, более кассовыми, как у Трушкина, но они должны быть качественными. Когда же мы сталкиваемся с "чесом", то возмущаемся так же, как и зрители, но на сегодня у нас весьма затруднен вопрос государственного регулирования в этой сфере культурной деятельности.

Так сложилось, что основную массу театралов составляют социально незащищенные слои населения. Потому-то у нас максимальная цена на премьеру в драматическом театре _ 20 тысяч рублей за билет, а на детские _ 7 тысяч. Театры сознательно "держат" такие цены. Когда же москвичи "сшибают" деньги, пользуясь любовью зрителей к знаменитостям, то люди с опустошенными карманами уже не идут в наши театры. У них просто нет на это денег.

В свое время перед Законодательным собранием был поднят вопрос о лицензировании гастрольной деятельности в Петербурге. Нам сказали, что для этого нужен специальный законодательный акт. Значит, надо его принять. Мы за то, чтобы гастролирующие просто получали разрешение на право работать в нашем городе. Почему бы не подумать и о старой практике взимания с гастролеров 3-процентного территориального налога со сборов? Эти деньги могли бы идти на ремонт наших театров и других учреждений культуры. Ведь заезжие коллективы пользуются нашими помещениями, оборудованием.

Бороться с халтурой трудно, но возможно. Ведь не только же разочарования дарили нам московские гости. Но даже один халтурный спектакль может испортить все благоприятные впечатления. А когда он не один, когда это поставлено на поток, то становится очевидно, что практика московского "чеса" явно небезопасна и для вкуса публики, и для ее кармана, и, самое главное, для общей театральной ситуации в городе, который претендует на звание культурной столицы России.

Сергей ИЛЬЧЕНКО


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]