[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 229(1654), 29 ноября 1997
SPb Ved gerb

"Россия в жутком темпе меняет свою внешнюю политику"
В последнее время в западной прессе все чаще стали появляться статьи, посвященные внешней политике России. Отмечая, что эта политика стала активно наступательной и целеустремленной, их авторы предлагают свои версии происходящего. Вот как, например, объясняет основные причины этой активности сотрудник мозгового центра МИД ФРГ боннский политолог Александр РАР в комментарии, подготовленном для радиостанции "Немецкая волна".

Внешнеполитическая активность России прослеживается уже с весны, когда она успешно заключила очень много существенных договоров: с Чечней, с Украиной, с НАТО, с другими странами, то есть закрепила свою новую линию внешней политики. Это связано с тем, что, во-первых, выздоровел Борис Ельцин, что он теперь определяет опять в большой мере внешнюю и внутреннюю политику Кремля, во-вторых, у российской политики появилась цель, то есть российская внешняя политика не направлена больше на то, чтобы во что бы то ни стало вернуть стране статус супердержавы. А главное _ внешняя политика нацелена на то, чтобы интегрировать Россию во все западные финансовые клубы, торговые организации.

Сейчас Россия выбрала два пути: интеграция в Европу плюс интеграция в экономические и структуры безопасности Азии.

Китай и Россия понимают, что друг без друга они не смогут стать великими державами. Китаю нужны российские рынки, российская поддержка, в том числе и в Совете Безопасности ООН, российские поставки вооружений. Китаю нужно, чтобы Россия поставляла бы газ и дешевую энергию, поскольку Китай будет нуждаться в энергоносителях через несколько лет в три-четыре раза больше, чем он сегодня потребляет. Но и России нужен Китай. Россия понимает, что Китай _ единственная сила на международной арене, которая будет поддерживать Россию в стремлении остановить процесс расширения НАТО на востоке Европы и в очень многих других вопросах.

Но это не альянс против Запада, а альянс против попыток США стать единым лидером в мире.

В Америке не только говорят, а уже и пишут, что цель США _ создать трансатлантическое общество, куда включат объединенную Европу быстрее, чем европейцы создадут свой экономический союз. В трансатлантическое общество, в структуры безопасности будут включены не только те страны, которые войдут в НАТО, но и все страны Средней и Восточной Европы, в том числе (и это цель американцев) страны СНГ.

Российская внешняя политика активизировалась, так как СНГ разваливается. Последние саммиты СНГ показали, что Москва изолирована. СНГ в принципе перестал существовать, и Россия это начала понимать. Она также понимает, что американское влияние и влияние трансатлантических структур на Среднюю Азию и Закавказье настолько сильно, что России там уже делать нечего, ее вытесняют и политическими, и военными средствами из этих регионов. Азербайджан, Узбекистан, Киргизстан и Казахстан ориентируются на Америку, на НАТО, а не на ташкентский договор с Россией. Поэтому России нужно срочно, в жутком темпе менять свое отношение к этим странам, находить новых партнеров, вырабатывать новую стратегию. И с этим связана активизация, причем радикальная активизация российской внешней политики в Азии.

России нужны партнеры, в первую очередь Китай _ единственная держава, которая может помочь России удержаться в Закавказье и Средней Азии. Россия пытается и Японию включить в эту игру. В России есть прекрасные дипломаты, которые хотят отстаивать эту позицию.

Но проблема России в другом. Российская идея государственности непривлекательна для других стран. Многие боятся Россию. Россия экономически еще не поправилась, ничего дать не может своим соседям, и поэтому будет продолжаться процесс отхода от России других стран, в том числе Белоруссии и Армении. Это трагедия для России. Москва до конца это не поняла и противится этому дипломатическими методами. Такова квинтэссенция российской внешней политики.

Российская внешняя политика определяется тремя центрами. Не только Министерством иностранных дел. Евгений Примаков уже не определяет настолько внешнюю политику, как еще год назад. Помимо МИДа есть еще два центра, которые активно включились в процесс формулирования и планирования внешней политики: это Совет безопасности и коммерческие структуры, назову две из них _ это "Газпром" и "ЛУКойл". Они во многом определяют внешнюю политику России в Восточной и Западной Европе, в Закавказье и Средней Азии, даже по отношению к Китаю. Деньги определяют, куда направляться российской внешней политике.

Сейчас во главе России самое прозападно ориентированное правительство. Эти люди хотят зарабатывать деньги.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]