[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 229(1654), 29 ноября 1997
SPb Ved gerb

Секунда истории
Пусть на память тебе остается...

Ноябрь в истории нашего города, среди прочего, отмечен еще и тем, что именно в этом месяце далекого 1841 года открылось у нас первое фотографическое ателье.

Впрочем, слов "фотограф" или "фотография" в языке петербуржцев тогда еще не было, говорили: "дагерротипист", "дагерротип"...

Первое дагерротипное заведение принадлежало двум компаньонам _ Давиньону и Фоконье и помещалось в Никольской улице (носящей теперь имя Глинки), у Большого театра (занимавшего место нынешней Консерватории).

Здесь посетителя усаживали перед камерой-обскурой и он надолго замирал в недвижности для того, чтобы на светочувствительной металлической пластинке отобразился его портрет. На другой день он мог его забрать _ после того как пластинку нужным манером обработали и заключили в рамку под стекло. Стоило это удовольствие по тем временам немало _ 25 рублей.

Самому изобретению француза Дагерра шел от роду всего третий год, а в российской столице дагерротипные заведения вырастали как грибы.

Сначало их держали иностранцы _ братья Цвернер, В. Шенфельд, Иосиф Венигер, Даутендей, м-м Бергамаско с сыном...

Первым русским дагерротипистом стал некто Перский, по первому занятию _ живописец. Его мастерская находилась на Разъезжей у Пяти углов. Истинную же славу заслужил Сергей Левицкий, много поработавший над усовершенствованием процесса съемки. Его ателье, открывшееся 22 октября по ст. стилю) 1849 года в доме, который когда-то стоял на месте нынешнего Дома книги, пользовалось большой популярностью у столичных жителей. Хотя самой дагерротипии как способу фотографирования уже подходил конец...

Рождался новый способ получения изображений _ на бумаге.

Появлялось в обиходе новое слово _ фотография.

Открылся и первый в Петербурге "Портретный фотографический кабинет" _ в Пассаже. Держали его В. Блете и Е. Гессе. Художники, они еще и раскрашивали снимки. Замечательно было и то, что клиент мог заказать себе сколько угодно копий, чего дагерротипия не позволяла.

Вот теперь уж как грибы стали расти в столице фотоателье.

Фотографические снимки, запечатлевшие известных людей, "виды", события, появились и в продаже _ к примеру, фотографии открытия памятника Николаю I на Исаакиевской площади шли в 1859 году по 3 и по 10 рублей.

Но мы, кажется, забыли о снимке, сопровождающем нашу "Секунду истории"...

Не знаю, разберете ли вы слова на вывеске, которую держит в руках один из этой большой группы мастеров и подмастерьев. А написано там: П.ЪЖУКОВЪ К.ЪШАПИРО ФОТОГРАФIЯ.

Оба имени были очень известны в столице, как и адрес "фотографии"

_ Б.ЪМорская, 12\18.

Поначалу принадлежала та мастерская Константину Александровичу Шапиро, "фотографу их императорских высочеств в.Ък.ЪВладимира Александровича и в.Ък.ЪМарии Павловны и Академии художеств, почетному члену Парижской Академии изобретателей", как он себя рекомендовал.

Однако в историю отечественной фотографии К. А. Шапиро вошел скорее как автор серии фотопортретов русских писателей, издав их альбомом в начале 80-х годов прошлого века. Увы, Константин Александрович так заретушировал бедных писателей, что они взроптали, не узнав себя.

С сочувствием отнесся к новой форме искусства лишь драматург Островский, он даже выступил с письмом, в котором свидетельствовал, что на шапировском снимке _ именно он.

На Б. Морскую К. А. Шапиро перенес свою мастерскую в 1898 году _ прежде он работал на Невском, в доме, принадлежавшем костелу св. Екатерины.

А Павел Семенович Жуков тогда, может быть, только начинал свой путь в профессию. Но в самом начале нашего века он уже состоит в мастерской Шапиро фотографом, а после его смерти возглавляет дело.

Вообще начало века _ время, когда фотография завоевала и Петербург, и всю Россию. В столице в 1903 году проходит фотографическая выставка международная (среди зарубежных участников не только "творцы", но и промышленники _ фирмы "Кодак", "Карл Цейс"). В 1912-м _ российская. ("Не забыл выставку и вездесущий фотограф К.ЪК. Булла, без которого не обходится, кажется, ни одно выдающееся событие не только в столице, но и в провинции", _ из отчета.) На той российской, между прочим, говорили уже о появлении цветной фотографии. Мы с вами тем более можем оценить этот факт, если учтем, что в распорядительный комитет выставки входил начинавший в 50-е еще годы дагерротипистом С.ЪЛ. Левицкий.

...Напоследок _ еще несколько слов об упоминавшемся здесь фотографе Павле Жукове.

Может быть, как и я, вы удивитесь, узнав, что это именно тот самый Жуков, который сделал известный в свое время, считавшийся лучшим портрет Ленина, который фотографировал в двадцатые годы Ворошилова, Буденного, Леонида Красина, да много кого...

Поистине, история фотографии это фотография истории.

Наталия ГРЕЧУК Фотография из Государственного архива кинофотофонодокументов


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]