[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 199(1624), 15 октября 1997
SPb Ved gerb

"Я помню, сказали : "Даная погибла"
Вчера в Эрмитаже открылась выставка, посвященная судьбе шедевра Рембрандта Возле "Данаи" цветы. Из Голландии прислали 150 тюльпанов редкого сорта. Она того заслуживает.

Эта выставка _ событие мирового масштаба. Материалы для нее предоставили Эрмитаж, Национальные архивы и музей Пти Пале в Париже, музейзаповедник "Царское Село", научно-исследовательская библиотека Академии художеств, Архив кинофотодокументов. Экспонаты рассказывают об истории и спасении самого известного и в то же время загадочного произведения великого Рембрандта.

Он выбрал для этой картины сюжет, притягивавший художников со времен античности.

Греческому царю Акрисию было предсказано, что внук лишит его трона и жизни. Опасаясь такой участи, царь заточил дочь Данаю в башню.

Зевс проник к ней в виде золотого дождя. В результате их тайного союза родился Персей, от руки которого действительно погиб Акрисий.

На выставке мы получили редкую возможность увидеть рядом "Данаю"

Рембрандта и полотна Тициана и Жака Бланшара на ту же тему.

Рембрандт создал "Данаю" в 1636 году. Спустя десять лет он вернулся к картине и значительно ее изменил.

Рентгеновские исследования 1950 года показали, что в окончательном варианте художник заменил золотой дождь золотым светом, изменил облик самой Данаи и ее служанки.

Картина Рембрандта таит в себе много загадок. Например, до сих пор неизвестны ее первые владельцы.

Выставка подробно повествует о пребывании "Данаи" в Эрмитаже. Известно, что в 1772 году ее купила Екатерина II в составе знаменитой коллекции барона Кроза. Интересно, что жизнь ее в Эрмитаже не всегда была безоблачной. В начале прошлого века за "неприличный" сюжет "Данаю" удалили из парадных залов в кладовую под крышей Зимнего дворца, правда, потом вернули обратно.

Самый драматический раздел выставки посвящен судьбе картины после трагедии, постигшей ее двенадцать лет назад. У очевидцев это событие никогда не изгладится в памяти.

15 июня 1985 года в полдень маньяк нанес "Данае" два удара ножом и облил полотно серной кислотой. Пострадало 27 процентов поверхности картины.

Реставрационные работы осуществили эрмитажные художники-реставраторы Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков.

"Я до сих пор помню голос в телефонной трубке: "Даная" погибла", _ вспоминает тот страшный день нынешний директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Цветные и черно-белые фотографии, рентгеновские снимки, съемка в инфракрасном излучении и с помощью ультрафиолетовых лучей, другие материалы и документы подробно передают долгий процесс изучения поврежденного маньяком полотна и этапы его реставрации. Они позволяют проследить, как медленно, шаг за шагом, реставраторы консервировали картину, укрепляли красочный слой и грунт, заменяли холсты (они выставлены в отдельной витрине), удаляли натеки, восполняли утраты авторской живописи...

Сегодня мы можем еще раз убедиться, что наша отечественная школа реставрации _ одна из лучших в мире. Подтверждение тому _ воскрешение "Данаи".

Правда, смотреть на нее теперь придется сквозь бронированное стекло.

Людмила ЛЕУССКАЯ Фото Александра ДРОЗДОВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]