[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 89(1514), 9 мая 1997
SPb Ved gerb

Вновь отправляется в путь "Одиссей"
Сегодня начинается уникальная транспортная операция. Из норвежского города Ставангер в Выборг будет отправлен... космодром Все мы в школе изучали физику и помним, что по закону всемирного тяготения притяжение Земли на полюсах сильнее, чем, скажем, на экваторе. Мы, простые смертные, на себе это мало ощущаем, а вот ракетам вырваться из атмосферы, скажем, в Плесецке гораздо сложнее, чем если бы они стартовали где-нибудь в Африке или Южной Америке. Уже подсчитано, что вывод спутников на орбиту из районов вблизи экватора позволяет экономить несколько десятков миллионов долларов на одном запуске! Однако у ведущих космических держав нет космодромов на экваторе. А если запускать спутники не с суши, а моря? Различные проекты даже рассматривали возможность старта ракет с крейсера, авианосца, танкера. Кажется, все просто: вывел плавучий космодром в нужную точку и нажал кнопку... Однако постоянная опасность, что во время запуска корабль может перевернуться, заставляла отказываться от этих планов. И все-таки выход был найден. Существует байка, что однажды один российский ученый, рыбача в заливчике недалеко от Выборга, увидел, как на местном судостроительном заводе строят нефтяные платформы. Тут-то и снизошло озарение _ почему бы не сделать такую платформу плавучим космодромом?

Легенда легендой, но в апреле 1995 года была создана компания "Си Лонч", что в переводе с английского означает "Морской запуск". Объединив свои усилия, четыре компании решили впервые в истории запустить космический спутник с поверхности Мирового океана со специально переоборудованной нефтяной платформы. Ракетно-космическую часть проекта "Си Лонч" взяли на себя американский "Боинг", российский комплекс "Энергия", украинское НПО "Южное". За морскую часть отвечает норвежская компания "Квернер" в сотрудничестве с Выборгским судостроительным заводом.

В восьмидесятые в Японии была построена крупнейшая в мире нефтяная платформа "Одиссей". Однако ей так практически и не довелось поработать на добыче полезных ископаемых. Во время одного из первых бурений в Северном море на "Одиссее" возник сильнейший пожар. Многие годы после этого платформа, снятая с шельфа, кочевала по различным портам, пока не была доставлена в Выборг. Тут на судостроительном заводе, кстати, одном из немногих в Европе, специализирующихся на сооружении и ремонте подобных объектов, она была реконструирована. Дальше владельцы хотели ее снова продать для добычи нефти. Но судьба словно нарочно сохранила "Одиссея" для другого назначения...

Именно из этой нефтяной платформы и решили сделать плавучий космодром. В норвежском порту Ставангер на верфи "Квернер _ Розенберг" начались работы по перестройке "Одиссея". Значительно увеличили ее верхнюю площадку. Как нам сообщили сотрудники компании "Квернер", площадь ее сейчас достигла размеров, сравнимых с площадью футбольного поля, _ примерно 143 на 73 метра. По прогнозам норвежских специалистов, уже через пять дней после выхода из Ставангера стартовая платформа по Балтийскому морю прибудет на Выборгский судостроительный завод. Здесь предстоит завершить оборудование первого в мире плавучего космодрома. Как нам сообщили из лондонского международного офиса "Квернера", в декабре 1996 года с принадлежащей компании верфи в Глазго уже сошло командное судно, с которого будет вестись управление стартом. Первый запуск с поверхности Мирового океана намечен на июнь будущего года. Ракета выведет на орбиту спутник связи.

Анатолий АГРАФЕНИН На снимках: "Одиссей" во время первого ремонта в Выборге; так художники представляют себе старт.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]