[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 57(1482), 27 марта 1997
SPb Ved gerb

"Станислав Гаудасинский ведет войска своего театра от победы к победе. И в адском темпе" 28 марта в Театре оперы и балета имени Мусоргского состоится концерт, посвященный 60-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности художественного руководителя и главного режиссера театра Станислава Гаудасинского. Юбилею посвящена и выставка, открывшаяся в музее театра. "Станислав Гаудасинский в содружестве со своим художником Семеном Пастухом поставил спектакль завораживающего совершенства, берущий вас за горло", _ писал о "Хованщине" в Театре имени Мусоргского критик парижской "Фигаро" Пьер Пети. А рецензию в "Монд" на "Пиковую даму" Жак Лоншан начинает так: "Решительно Станислав Гаудасинский ведет войска Малого театра от победы к победе и в адском темпе, поскольку каждый вечер спектакль меняется... _ и все то же техническое совершенство, все то же уважительное отношение к произведениям, все та же интенсивность творчества". За рубежом, куда Театр имени Мусоргского выезжает ежегодно, выступая на самых престижных сценах, новаторское режиссерское прочтение оперных произведений, как правило, оценивают очень высоко. Совсем недавно в Голландии я встретился с театром во время его гастролей _ и "Евгений Онегин", и "Князь Игорь", и, с гордостью свидетельствую, "Петр Великий" имели большой успех. Напомню, что театр, он тогда носил название Малый оперный, был открыт в 1918 году как альтернативный по отношению к Мариинке (именовавшейся тогда ГАТОБом). Там _ сохранение традиций, здесь _ их решительное обновление и творческий эксперимент (достаточно назвать хотя бы мейерхольдовскую "Пиковую даму"). Там _ общепринятый классический репертуар, здесь _ незаслуженно забытые старые и только что созданные сочинения (в их числе шедевры Шостаковича и Прокофьева). Там _ ориентация на оперные звезды, здесь _ на актерский ансамбль. Гаудасинский, ставший главным режиссером театра в 1981 году, стремится специфику своего театра упрочить. Хоть это и нелегко. Я давно уже заметил разницу между балетной и оперной публикой: в то время как первая испытывает живой интерес к произведениям современных авторов, вторая их побаивается и, исходя из предубеждения, что нынешние композиторы не умеют-де писать для вокала, предпочитают не рисковать и ходить на давно знакомое. А репертуар-то теперь формирует касса! И, тем не менее... Гаудасинским впечатляюще поставлены оперы Шебалина и Хренникова, Холминова и Слонимского, Кобекина и Губаренко, Менотти и Ландовски. Как, впрочем, и многочисленные образцы классики. С Гаудасинским-интерпретатором я как автор познакомился в 1980 году. В Одесском театре он поставил мою оперу "Петр Первый". Он меня убедил тогда внести в музыку ряд изменений, дополнительно сочинив одну сцену, и спектаклю это, по-моему, пошло на пользу. Потом он осуществил постановки "Петра" в Пловдиве (Болгария) и Петербурге, и каждый раз, с другим дирижером и художником, делал это по-новому. Творческое общение с прекрасным мастером режиссуры принесло мне немалое удовлетворение. Получив инженерное образование в Политехническом институте, он свои режиссерские фантазии облекает в выигрышные конструкции. Закончив затем, еще до режиссерского факультета Консерватории, который он теперь возглавляет, вокальный факультет и поработав в начале своей театральной карьеры оперным солистом, он глубоко постиг природу музыкально-сценического искусства и воспитал плеяду отличных актеров-единомышленников. На репетициях Станислав Леонович необычайно увлечен, темпераментен, даже неистов. Зная наизусть все партии, он, проигрывая с актерами фрагменты их ролей, постоянно фантазирует, побуждая их к творческой активности. Эта эмоциональная горячность потом сохраняется в спектакле. Глубокое ощущение сценической драмы сочетается в Гаудасинском с незаурядным комедийным даром. Сколько юмора _ то доброго, то озорного, то беспомощно-ироничного _ в поставленной им недавно "Летучей мыши"! Талантливый режиссер и педагог сейчас _ на творческом взлете, и мне хочется пожелать ему вдохновения еще на долгие годы. Андрей ПЕТРОВ Редакция "Санкт-Петербургских ведомостей" присоединяется к этим поздравлениям и желает юбиляру долгой и успешной творческой жизни.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]