[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 08(1433), 16 января 1997
SPb Ved gerb

Здесь каждый для себя найдет что-нибудь. Если сил хватит Выставка "Петербург-96" в Манеже В первые дни января в Центральном выставочном зале открылась ежегодная выставка "Петербург-96". Ее организаторы собрали произведения 500 художников нашего города (по одному от каждого), выполненные в минувшем году. Все виды художественного творчества от традиционных до новейших нашли себе приют в Манеже. В рамках "Петербурга-96" представлены еще два проекта: "Юбиляры" и "5 лет галерее "Царскосельская коллекция". Идея показывать творчество художников всех направлений совершенно естественно возникла во времена перестройки. В то время питерский андеграунд уже вышел из подполья, но еще не стал товаром на рынке. Поэтому возможность увидеть в одном зале, допустим, "академиков" и "митьков", давало реальный шанс оценить, кто чего стоит. Вскоре ежегодные выставки стали традиционными, но с исчезновением запретов пропал и тот конфликт, на котором держались подобные экспозиции. Любое искусство стало доступно, многое утратило острый вкус плода запретного. Представляя "Петербург-96" журналистам, один из ее создателей критик Александр Симуни заметил, что пора перестать умиляться существованию художников в наше трудное время. Если продолжить эту мысль, то неизбежно придется умерить восторги и по поводу проведения больших выставок. Ведь собрать 500 авторов и заполнить оба этажа в Манеже _ не слишком большое достижение. Да и какой зритель в силах такой объем воспринять? Сейчас принцип, заложенный в формирование экспозиции, заключается в демонстрации всего, что отобрали члены выставочного комитета. Ни в коем случае не ставим под сомнение их профессиональные достоинства. "Петербург-96" показал интересные работы... Но все время возникает вопрос. ЗАЧЕМ все это собиралось в одно время в одном месте? Выставка претендует на роль своеобразной ВДНХ для художников. Но для обычного зрителя возможность просто увидеть много холстов и камней еще не повод, чтобы пойти на выставку. Ему нужен более серьезный стимул. Слово "концепция" у многих вызывает аллергию из-за его затасканности, но лучшего здесь не подберешь. Безусловно, любая концепция будет означать ужесточение отбора, многие очень достойные художники обязательно в нее не впишутся. Зато произведения тех, кто останется, будут работать не только на престиж авторов, но и на зрительский интерес к экспозиции. Кстати, подобные попытки в Манеже предпринимались. Достаточно вспомнить выставку автопортретов или замечательный проект "Гардероп", показавший всемирную историю костюма и карнавальные костюмы современных художников. А что если объявить городской конкурс на концепцию выставки петербургских художников? Социологические опросы последних лет показывают, что посещаемость музеев и выставочных залов продолжает падать. Видео, не требующее особых усилий от зрителя, отнимает у художников все большую аудиторию. Именно поэтому вопрос "зачем?" становятся самым насущным. Дмитрий МОЙКИН


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]