[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 52(2442), 23 марта 2001
SPb Ved gerb

Город не ратует за монополию
"Козырь, наш мандат..." _ говаривал персонаж из популярного фильма про Глеба Жеглова и Володю Шарапова. Современным мандатом для заметных игроков топливного рынка стал статус "уполномоченной компании". Вокруг этого статуса происходят споры, кипят страсти, выплескиваются строками на газетные полосы. Так есть ли у Петербурга свой, уполномоченный оператор или, прикрываясь именем великого города, на рынке оперирует фантом с мандатом в кармане?

По словам вице-губернатора Юрия Антонова, человека, в течение нескольких лет курировавшего вопросы обеспечения поставок топлива в Петербург, обвинение, выдвигаемое в адрес администрации, _ что при всех равных условиях была на что-то уполномочена какая-либо компания, _ не имеет оснований. Сегодня, когда вице-губернатор вынужден выдерживать натиск со стороны топливной компании "Фаэтон", вряд ли можно ожидать другой оценки своей недавней деятельности.

А ведь еще полтора года назад Юрий Антонов утверждал несколько иное. "В процессе переговоров "Сургутнефтегаз" выставил два основных условия. Во-первых, 100-процентная предоплата за поставляемое топливо.

Во-вторых, "прозрачность" в распределении полученных нефтепродуктов.

По настоятельной просьбе "Сургутнефтегаза" мы должны были выбрать компанию для работы с ресурсами, выделяемыми для жизнеобеспечения города. Проанализировав ситуацию совместно с "Сургутнефтегазом", приняли решение _ до конца 1999 года такой компанией должна стать ПТК. У этой компании имеются реальные оборотные средства, две нефтебазы, широкая сеть автозаправочных станций. Она имеет четкую инфраструктуру и абсолютно прозрачна для города как налогоплательщик. Не остались без внимания и другие операторы топливного рынка. Все официальные заявки от этих фирм передаются в ПТК, поскольку к ней, как к уполномоченной компании, перешла функция распределения. Я считаю подобную практику правильной, ведь город _ один из акционеров ПТК".

Цитата длинная, но вполне позволяющая оценить недавнюю позицию городской власти. Неудивительно, что на протяжении последних трех лет именно упомянутая топливная компания оставалась практически единственным оператором, получившим право обеспечивать поставки нефтепродуктов в бюджетную сферу Петербурга. В прошлом году объем таких поставок составлял более 80% от общего его потребления. Чтобы было понятно, речь в данном случае идет о заправке сильно потрепанных жизнью и колдобинами муниципальных автобусах. Не станем в очередной раз обращаться к конфликту с проведением конкурса на право поставки нефтепродуктов бюджетным потребителям в 2001 году. Внимания со стороны прессы ему, пожалуй, было уделено не меньше, чем в свое время полету человека в космос. Важно повторить лишь, что впервые при проведении конкурса была использована методика об ограничении верхнего предела цены топлива, поставляемого для ГП "Пассажиравтотранс". А именно: городская власть определилась в подходе, когда общественный транспорт должен заправляться по ценам на 15% ниже, чем отпускается топливо на АЗС.

В результате проведенного конкурса монополизм ПТК существенно пошатнулся. Вернее сказать, вектор поменялся, и привилегированной компанией в работе с городом стала дочерняя структура Балтийской финансовопромышленной группы _ "Балт-Трейд". На первый взгляд, все сходится. Курирует топливный рынок сегодня уже другой вице-губернатор _ председатель КЭПП Анатолий Алексашин. Летает на переговоры с "Сургутнефтегазом" на частном самолете БФПГ, а сам "Балт-Трейд" обеспечивает поставки нефтепродуктов в бюджетную сферу никак не меньшие, чем в прошлом году ПТК. Почему бы не считать, что город просто забрал мандат у одной компании и передал следующей?

Слухи нынче в цене. Если же обратиться к фактам, то действительно летал Анатолий Алексашин в Сургут на самолете "балтийцев". Ежедневного рейса из Пулково туда не существует, авиации в распоряжении администрации нет. Поездом? Нескоро доберешься. Кстати, частный самолет был заказан официально, как заказывали его ранее и Виктор Черкесов, и Владимир Яковлев, и Валерий Сердюков. Для несведущих, извините, _ президентский полпред, питерский и областной губернаторы. Что до нынешнего монополизма, то вынужден "Балт-Трейд" после невразумительного демарша ПТК, отказавшейся заключать договоры на новых ценовых условиях с автобусными парками, обеспечивать нефтепродуктами практически весь городской общественный транспорт. При выдвинутых администрацией жестких требованиях, дело скорее хлопотное, нежели выгодное. Но бизнесмены никогда не работали с бюджетом себе в убыток. И если за минувшие два с половиной месяца кредиторская задолженность Петербурга перед "БалтТрейдом" достигла двух миллионов долларов, то сомнений в платежеспособности, значит в реальной возможности в скором времени рассчитаться до этим долгам, у обеих сторон нет.

Теперь о мандате. Как считает заместитель начальника управления тарифной политики и ценообразования КЭПП Сергей Иванов, работа с бюджетом не сахар. И город заинтересован в привлечении на петербургский топливный рынок вертикально-интегрированных компаний. Такие прецеденты были созданы еще четыре года назад при подписании двухстороннего договора между администрацией города и НК "ЛУКОЙЛ". Нефтяники получили два прекрасных здания в центре Петербурга и пятна под застройку 30 АЗС, но свои обязанности пока не выполнили. Позднее в город стремился прийти КИНЕФ, через дочернюю структуру "Киришиавтосервис". Даже построил АЗС у Дворца молодежи. Тем все и закончилось. В качестве причины Сергей Иванов ссылается на утверждения руководителей "Киришиавтосервиса", по которым они столкнулись с огромным противостоянием чиновников среднего звена, предлагавшим предоставить пятна под застройку по фантастическим ценам. А город заинтересован, чтобы на топливном рынке была нормальная честная конкуренция. Поэтому открыто приветствует приход сюда компании "Славнефть", закрепившейся сейчас почти на трех десятках АЗС.

_ Сегодня у нас и вправду нет уполномоченной компании. Администрация имеет только определенную квоту на нефтепродукты в одной из самых дорогих нефтяных компаний "Сургутнефтегаз", _ говорит заместитель начальника управления КЭПП Иванов, _ вместе с тем, у Сургута пока существует дешевый источник доставки топлива.

Ситуация с использованием квоты непроста, равно как и со звучащими в адрес "Балт-Трейда" обвинениями в том, что он практически не выбрал у "Сургутнефтегаза" в феврале 36,5 тысячи тонн светлых нефтепродуктов. Чиновники КЭПП приводят пример, когда в первом полугодии 1999 года ни ПТК, ни "Фаэтон", ни "Балт-Трейд" не выбрали в Сургуте ни литра топлива, предпочитая доставлять его в Петербург "на длинном плече". Нечто подобное происходит сегодня. Отпускная цена дизельного топлива у КИНЕФа превышает с учетом доставки до Петербурга на 5 копеек с тонны ту, по которой "Балт-Трейд" обязался заправлять автобусные парки. Чуть лучше обстоит дело с бензином марки А-76. И разрабатывая конкурсную документацию, организаторы ни в коей мере, по их словам, не предполагали заставить компании работать с Киришами. Каждый имеет свободное право брать топливо у любых нефтяников без ограничения. Самое главное, чтобы нефтепродукты были качественными, а поставки осуществлялись своевременно.

Если подытожить, в настоящее время администрация с трудом умудряется проявлять недюжинные дипломатические способности во взаимоотношениях с различными топливными операторами. В конце минувшей недели в комитете финансов достигнута пока устная договоренность с топливными компаниями о частичном погашении перед ними образовавшейся задолженности.

Правильнее рассматривать возможный стратегический союз города с конкретными топливными операторами. По всей видимости, ими могут стать "Балт-Трейд" и "Славнефть". Первый завоевывает это право, несмотря на технологические и финансовые трудности, заправляя в долг почти все муниципальные автобусы. Вторая еще не успела проявить себя полностью в работе с бюджетом и, как новичок, имеет некоторые преимущества перед теми, кто успел проявить себя не с лучшей стороны. Хотя это не означает, что администрация устраняется от установления долгосрочных отношений с другими компаниями. "Топливный мандат", кажется, так и останется в распоряжении города.

Игорь ТИМОФЕЕВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]