[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 14(2403), 24 января 2001
SPb Ved gerb

"Маршрутный" кризис: факты и риторика
18 января в Законодательном собрании прошли слушания по вопросу, который в последнее время приобрел необычайную остроту: каким должен быть налог на вмененный доход для пассажирских перевозок, в частности для полюбившихся многим горожанам маршрутных микроавтобусов-такси?

Шумим, братцы, шумим...

Как известно, в процессе принятия соответствующего городского закона налоговая ставка для перевозчиков была увеличена в шесть раз, и это вызвало настоящий шквал возражений. Начиная с конца декабря страницы практически всех городских газет запестрели эффектными заголовками: "Над маршрутками навис дамоклов меч", "Депутаты останавливают такси", "Не езда, а разоренье", "Как законодатели маршрутки "приговорили"... Во всех этих публикациях, причем со ссылками как на самих перевозчиков, так и на налоговую инспекцию, горожанам сообщалось, что при таком непомерном налоге либо маршрутный бизнес погибнет, либо проезд будет стоить 40 _ 50 рублей вместо нынешних семи-восьми. 17 января перевозчики провели пикетирование Мариинского дворца, а на следующий день все участники конфликта наконец-то встретились за одним столом. И выяснилось, что прав был старый мудрый Станислав Ежи Лец: в действительности все выглядит иначе, чем на самом деле...

Что же, попробуем разобраться в проблеме спокойно _ без гнева и пристрастия.

Для чего нужна "вмененка"?

Начнем с простого вопроса: почему вообще понадобилось вводить для пассажирских перевозок налог на вмененный доход, который уплачивается в казну "авансом" и исходит не из реально полученного предпринимателем дохода, а из некоей заранее рассчитанной "проектной" величины? По сути, этот налог подобен плате за патент: заплати _ и работай, не будучи должен казне больше ничего (переход к уплате вмененного налога одновременно освобождает предпринимателя от уплаты практически всех остальных налогов и сборов).

В чем смысл такого перехода? Во-первых, проще платить один (к тому же фиксированный) налог, чем множество разных. Во-вторых _ в условиях, когда маршрутки не оборудованы кассовыми аппаратами, немалое число участников данного бизнеса работает, что называется, "в тени", при этом "теневой" процент достаточно велик: налоговая инспекция оценивает его в 45%, а сами перевозчики _ в 55%. Переход к "вмененке", по общему мнению, должен стимулировать вывод перевозчиков из "тени". Но на этом согласие в данном вопросе заканчивается. И начинаются мифы, которые в последнее время получили широкое распространение.

Проблему заострили специфически Миф первый: шестикратное увеличение вмененного налога (учитываемый при расчете налога коэффициент доходности был изменен с первоначального 0,67 до 4,0) означает для маршруток шестикратное увеличение платы за проезд. Соответствующая цифра с подачи перевозчиков была наиболее охотно подхвачена журналистами, многие из которых сами пользуются услугами маршруток и, естественно, крайне негативно относятся к такой "приятной" перспективе. Но достаточно внимательно прочесть сам закон и проделать простейшие расчеты, чтобы понять полную абсурдность этого утверждения.

Исходные данные таковы: для стандартной 13-местной маршрутки вмененный налог (при коэффициенте доходности 4,0) составит 4160 рублей в месяц. По данным комитета по транспорту, одна машина перевозит в месяц в среднем от 4500 до 6000 человек. Что из этого следует? Для тех маршруток, которые уплачивали налоги по старой схеме, в семирублевой стоимости проезда одного пассажира налог составлял примерно 33 копейки.

Если же перейти на уплату вмененного налога, то соответствующие суммы составят от 70 до 92 копеек. Разница, как можно видеть, составляет 40 _ 60 копеек, и только на эту сумму и может обоснованно повыситься плата за проезд. Все прочее _ от лукавого.

Как мы видим, не то что о 40 _ 50 рублях, но даже о повышении тарифа до 10 _ 12 рублей (о чем говорят, как о "наименьшем зле", которое повлечет за собой введение вмененного налога) речь не идет и идти не может. И трудно не согласиться с председателем городской Контрольносчетной палаты (КСП) Германом Шаляпиным, который полагает, что горожан просто-напросто вводят в заблуждение, пугая шестикратным ростом платы за проезд. Кстати, когда в кулуарах слушаний я поинтересовался у одного из представителей перевозчиков, зачем они распространяли такую, мягко говоря, неадекватную информацию, в ответ прозвучало, что они хотели таким образом "заострить проблему".

Конечно, повышение платы за проезд даже на рубль _ не сахар: это означает, что вся сумма дополнительных бюджетных доходов от введения "вмененки" будет взята из кармана пассажиров. Но как в таком случае отнестись к данным, которые представил на слушаниях депутат Государственной Думы Сергей Попов? А они таковы: депутат обратился в Колпинский автопарк, в котором базируется около сорока маршруток, и ему сообщили, что введение "вмененки" приведет для них к... снижению налоговой нагрузки примерно на 20% и увеличению рентабельности с 13% до 14%. Парадокс? Вовсе нет, считает Сергей Попов: просто эти маршрутки честно платили все налоги. А увеличение налоговой нагрузки произойдет для тех, кто их до сих пор просто не платил, показывая налоговой инспекции либо полное отсутствие прибыли (что при грамотном бухгалтере и отсутствии кассовых аппаратов сделать несложно), либо ее весьма малый размер.

Коэффициенты никто не считал Миф второй: коэффициент 0,67, который первоначально предлагался налоговой инспекцией в проекте закона о вмененном налоге, экономически обоснован и разумен, в отличие от коэффициента 4,0. На слушаниях выступал представитель налоговой инспекции _ и ни привел НИ ОДНОГО аргумента в пользу "своего" коэффициента. Никаких расчетов, показывающих, что вмененный налог для автоперевозчиков должен быть именно таким, никто в глаза не видел. Единственное, что прозвучало: сейчас, по мнению налоговой инспекции, самое главное _ вывести "маршрутный" бизнес из "тени" и заставить их платить хоть что-нибудь, а то они либо в массовом порядке уйдут в "тень", либо перерегистрируются в Ленинградской области.

Заметим, что расчетов, обосновывающих коэффициент 4,0, тоже никто не делал. Но существуют по крайней мере любопытные данные КСП. Они таковы: при условии, что в течение одной поездки из конца в конец в маршрутке проедет лишь 8 пассажиров, ее месячная выручка составит около 40 тысяч рублей, а затраты (амортизация, техническое обслуживание, запчасти, бензин, зарплата водителя) _ около 27 тысяч рублей. Остается около 13 тысяч рублей в месяц, из которых чуть более 4 тысяч рублей составит вмененный налог. Можно ли назвать такую налоговую схему губительной для бизнеса и вынуждающей "закрыть лавочку"? Большой вопрос.

Еще один расчет читатель без труда может провести сам. В соответствии с законом, в месяц одна маршрутка должна (при коэффициенте 4,0) платить налог, равный 320 рублям, умноженным на число мест, или примерно 11 рублей с одного пассажирского места в день, что соответствует проезду полутора человек. Достаточно проехать на любой из маршруток, чтобы убедиться, что сменяемость пассажиров в ней не так и мала: скажем, когда мне приходится путешествовать от метро "Приморская" на Петроградскую сторону, за 20 _ 25 минут состав пассажиров меняется более чем наполовину. Можно подсчитать и иначе: для 13-местной маршрутки выручка, адекватная величине месячного налога, поступает примерно за три дня.

Маршрут маршруту рознь Означает ли все сказанное, что вмененный налог для маршруток должен остаться таким, как он установлен сейчас? Вовсе нет: вполне возможно, что налог следует снизить, но делать это надо лишь после проведения подробных расчетов и лишь после представления перевозчиками честной и "прозрачной" структуры их тарифа, где будет указано, из каких составляющих он на самом деле складывается. Надо учитывать и немало иных факторов, которые не нашли в законе никакого отражения.

Простейший фактор _ вмененный налог для маршруток никак не зависит от зон их работы. Между тем маршруты бывают совершенно разные: одни _ популярны и прибыльны, другие _ не очень. Понятно, что маршрутка, перевозящая пассажиров по Невскому, и маршрутка, которая соединяет, скажем, разные микрорайоны Купчина (не говоря о той, которая возит пассажиров между, скажем, Пушкином и Павловском), _ не одно и то же. Но людям надо ездить и в "медвежьих углах", даже если поток пассажиров там реально присутствует лишь в часы пик. Что делать? Простейшее предложение _ ввести в закон коэффициент, учитывающий, где работает маршрутка, таким образом, чтобы в новостройках налог был небольшим, в центре города _ побольше, а для маршрутов, соединяющих новые районы с центром, _ средним.

Следующий момент: вмененный налог, как известно, надо платить авансом, что выливается в приличную сумму. Как утверждают перевозчики (нет оснований в этом им не верить), заплатить 25 января эти деньги им крайне трудно _ скорее всего, придется брать банковские кредиты. Возможно, следовало бы отсрочить выплаты на два-три месяца _ ничего крамольного в этом нет, да и катастрофы для городского бюджета не произойдет.

Далее, лучшим ограничителем для роста цен, как известно, является конкуренция. Между тем приходится слышать, что получить разрешение работать в сфере маршрутных перевозок не так-то просто _ соответствующий бизнес сосредоточен в руках нескольких крупных фирм, и они же представлены и в специальном совете при комитете по транспорту, который не слишком охотно дает разрешения на работу новым участникам этого рынка. Между тем чем проще будет процедура доступа _ тем надежнее будут защищены пассажиры от роста цен.

Все проснулись очень поздно И последнее. По типично российской традиции, все участники процесса "перекрестились" лишь после того, как грянул гром. Приняли повышенный налог _ и все сразу "проснулись": принялись внимательно изучать формулы, приведенные в законе, считать, спорить, опровергать выкладки друг друга, устраивать "круглые столы" и совещания _ в общем, заниматься тем, что следовало делать еще до принятия закона. И это относится не только к депутатам Законодательного собрания, но и к администрации.

Ведь ответственность за повышение налога для маршруток несут не только депутаты, принявшие закон, но и губернатор, который его подписал, не предложив вернуть налог к прежней величине...

Впрочем, исправить ситуацию еще не поздно. Надо только разбираться в этом по существу _ с цифрами в руках и не шантажировать город якобы неизбежной катастрофой и фантастическим взлетом цен. Снижения налогов хотят все _ и это правильно. Но давайте помнить, что бюджетноналоговая политика должна быть такой, чтобы, с одной стороны, стимулировать развитие бизнеса, а с другой, обеспечивать приток средств в бюджет. Из которого, кстати, оплачивается и содержание в детских садах, учеба в школах детей автоперевозчиков, и лечение их родителей, и ремонт городских дорог, по которым ездят маршрутки, и многое другое.

Поэтому нужен разумный компромисс, который может быть достигнут лишь в режиме нормального и аргументированного обсуждения. Судя по всему, оно уже началось, хотя и запоздало. Но лучше поздно, чем никогда.

Борис ВИШНЕВСКИЙ,эксперт фракции "Яблоко" в Законодательном собрании


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]