[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 182(2572), 6 октября 2001
|
Секунда истории
"Современная школа никого не удовлетворяет..."
"В гимназиях не обучались", _ сказал о себе Митрич. (Надеюсь, вы помните обитателей "вороньей слободки" из ильфо-петровского "Золотого теленка"?) И в самом деле, Митрич _ бывший камергер двора его императорского величества Александр Дмитриевич Суховейко _ заканчивал Пажеский корпус, одно из старейших и элитнейших учебных заведений столицы, открытое еще в 1759 году.
Однако гимназии появились в Петербурге гораздо раньше.
Президент Академии наук граф Дмитрий Толстой, когда-то исследовавший историю первой столичной гимназии по архивным документам, писал, что учреждение ее совпадает с основанием Академии наук. И открыли-то ее в 1726 году _ при академии. ("Гимназия особливо для Русских заведена, дабы они, обучившись каким языкам и наукам, Отечеству тем большую пользу принесть могли".) Первая эта гимназия, кажется, была единственной в истории таковых заведений, чьи ученики принадлежали преимущественно к "низшим классам". Еще один граф _ Кирилл Разумовский, задолго до Д. А. Толстого тоже возглавлявший Академию наук, даже будто бы говорил по этому поводу: "У нас серьезно должны учиться только бедняки, чтобы получать потом высшее образование, а с ним и кусок хлеба впоследствии"...
Проблема оказалась, однако, в том, что родители таких учеников предпочитали, видно, чтобы дети стали кормильцами, а не учеными. Даже несмотря на увеличение казенного кошта на их содержание в гимназии, число учащихся в ней год от года катастрофически сокращалось. (Стали даже брать присягу с них, что доучатся до конца!) В общем, додержали до 1805 года академическую гимназию кое-как на плаву, а тут она и скончалась...
Но опыт ее был учтен, да и в высших сословиях к тому времени уразумели пользу образования для чад. Так что начало XIX века ознаменовывается для столицы открытием все новых и новых гимназий.
Самой первой в этом ряду стала Губернская гимназия, учрежденная в 1805 году. (Потом она получила наименование Второй, которое осталось и за нынешней гимназией, по-прежнему занимающей здание на Казанской улице, 27.) В 1820 году свою гимназию открыло императорское Человеколюбивое общество. В 1823-м приступила к занятиям гимназия _ Третья _ в Соляном переулке. В 1830-м в Первую гимназию преобразовался бывший университетский пансион. В 1836-м появилась гимназия на Васильевском острове, созданная на средства купца П.ЪД. Ларина (она же Четвертая).
С той поры гимназии в столице стали расти почти как грибы _ их открывали и само министерство народного просвещения, и различные ведомства, и частные лица. Кстати, ведомственной была и первая в Петербурге женская гимназия _ Мариинская, по линии учреждений императрицы Марии Федоровны, существовавшая с 1858 года...
Только вот казеннокоштных, из "недостаточного класса", воспитанников было в них, как правило, очень незначительное число. (Поначалу эти столичные гимназии вообще являли собою пример кастовости, о чем можно судить даже по присвоенным им номерам. В Первую, к примеру, принимали исключительно детей потомственных дворян и только лет через тридцать с трудом, преодолевая протесты, начали зачислять сюда отпрысков дворян личных, то есть не наследных, а также потомственных почетных граждан и купцов.) Оно конечно, с годами ситуация демократизировалась. В гимназиях все чаще стали учиться дети разночинцев, интеллигентов.
Дело дошло и до того, что таковые родители даже пустились публично критиковать гимназическую систему образования и гимназические порядки.
Так вот попались мне в "СПб ведомостях" осени 1898 года "впечатления отца" под заголовком "Вдали от жизни". Он писал об учебниках, по которым учился его сын, гимназист-первоклассник. Там, к примеру, предлагалось перевести на латинский фразу: "В лесу нет статуй и колонн".
Или решить задачку: сколько получит извозчик за перевозку 55 ламп, сговорившись взять за каждую 2 рубля? "Будь так в жизни, все учителя арифметики пошли бы в ломовики!"
А еще один отец, председатель родительского комитета XII гимназии д-р Е. И. Дьяченко, издал в 1907 году свою "Речь в годовом собрании родительского кружка" отдельной брошюрой. Посвятил он ее "ненормальному состоянию средней школы".
"Современная школа никого не удовлетворяет, _ утверждал он, _ ни общество, ни педагогов". И называл причины, почему это происходит.
Учитель лишен возможности обратить больше внимания на менее развитых и слабее подготовленных учеников... Ему мало платят, и он вынужден прирабатывать... Да и берутся за педагогическую деятельность весьма часто люди не по призванию.
Что касается учебных программ, то они "не удовлетворяют запросам общества и требованиям жизни".
Это я перечислила самую малость из многих критик д-ра Дьяченко.
Его читаешь _ и кажется, что говорилось все не век назад, а сегодня...
Наталия ГРЕЧУК Фотография из Государственного архива кинофотофонодокументов Подпись по низу снимка: Урок военного дела в Третьей гимназии.
Время действия _ мировая война 1914 _ 1917 гг.