[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 182(2572), 6 октября 2001
SPb Ved gerb

Выйти на общую орбиту
Деньги и технологи состыковать сложнее, чем космические корабли Как уже сообщалось, в четверг губернатор Петербурга Владимир Яковлев открыл Вторую всероссийскую венчурную ярмарку, организаторами которой выступили Центр стратегических разработок "Северо-Запад" и Российская ассоциация венчурного инвестирования. Два дня ее работы позволяют сделать два главных вывода. Первый: российская прикладная наука готова ответить на любой вызов, брошенный ей природой или новыми потребностями общества. Второй: проблема финансирования российских ноухау и высоких технологий носит не финансовый характер. Просто западные финансовые схемы у нас не срабатывают, а своих в России нет.

Само слово "венчур" можно приблизительно перевести как "риск". Финансовые вложения в новые технологии всегда отчасти рискованны _ вдруг новая продукция не найдет спроса. Но в случае успеха они приносят баснословные прибыли. И потому, как отметил посетивший выставку вместе с полпредом по Северо-Западному федеральному округу Виктором Черкесовым полпред Приволжского федерального округа Сергей Кириенко, в развитых странах в венчурные сферы экономики направляется 40 _ 50 процентов ВВП, в России _ 3 _ 5 процентов. Что ж удивляться, что европейцы и американцы живут богаче нас.

Именно для привлечения инвестиций и проводится во второй раз венчурная ярмарка. На ней представлено примерно пять десятков проектов.

Каждый из них _ это технологический прорыв: новые строительные конструкции и материалы, универсальные фильтры для воды, "биометрические" удостоверения личности, не поддающиеся подделке и способные стопроцентно идентифицировать их владельца. А такая разработка, как подшипник-редуктор, способна произвести переворот в мировом машиностроении и на транспорте.

Менеджеры зарубежных венчурных фондов _ умные люди. Они прекрасно понимают ценность этих разработок. На ярмарке представителей зарубежного бизнеса было, пожалуй, больше, чем участников. И все они готовы вкладывать деньги. Но при этом возникает та же проблема, что была главной при реализации в семидесятые годы проекта "Союз _ Аполлон": два корабля, каждый из которых успешно летал самостоятельно, оказалось необычайно сложно состыковать. Пришлось конструировать специальный стыковочный узел, который учитывал принципиальную разницу их конструкций.

Американцы и европейцы предлагают деньги на условиях, которые приняты у них: фирма-инвестор приобретает контрольный пакет акций инвестируемой фирмы, полученные деньги вкладываются в производство, бизнес растет, идут прибыли, растет и стоимость акций _ все получают крупные оклады, премии, бонусы, дивиденды, все счастливы. Но российских владельцев новых технологий такие предложения принципиально не устраивают _ у нас другое законодательство, другой менталитет и другие проблемы. В частности, этим объясняется и сравнительно небольшое число участников выставки-ярмарки. Не приняли участия фирмы, создавшие технологию, которая позволяет эксплуатировать автомобили без моторного масла (на производство которого в мире тратятся ежегодно десятки миллиардов долларов и миллионы тонн нефти), авторы уникальных мембранных технологий.

Если в мире вдруг кончится нефть, сократится выплавка стали, резко похолодает или, к примеру, загрязнятся все водоемы _ наши ученые и технологи знают, чем на это ответить. Нужен лишь "стыковочный узел" _ новый механизм, который бы позволил привлечь в венчурный сектор российской экономики средства на условиях, которые устраивают как инвесторов, так и наши фирмы. И Запад, и Россия должны отказаться от стандартных подходов. Петербургская венчурная выставка-ярмарка _ это не только поиск инвесторов под конкретные проекты, но и шаг в разработке такого механизма.

Владимир НОВИКОВ ФОТО


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]