Масс-медиа Центр Проблемы совр. экономики Исламское страхование РЕСУРСУПАК | АКВА СИСТЕМС Потреб. общество АльтернативА |
Аренда квартир АН АББАТ |
[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 181(2571), 5 октября 2001
|
Российская нефть пойдет через Грецию?
Нефтепровод Бургас _ Александруполис для каспийской нефти становится все более реальной перспективой. Террористические акции в США показали, что на первое место при осуществлении таких грандиозных проектов выдвигаются вопросы безопасности. Большие публикации никогда не появляются в серьезных газетах случайно. А потому, когда в солидной афинской "Катимерини" после терактов в США напечатали огромную статью, размером в целую полосу, под названием "Каспийской нефти нужен безопасный путь", стало ясно, что речь снова пойдет о попытке напомнить о греческом предложении России совместно построить для ее нефти новый трубопровод Бургас _ Александруполис. Однако это _ старая история...
Предложение на сей счет выдвинули еще около 10 лет назад известные греческие предприниматели Лацис и Копелузос. Речь шла о строительстве трубопровода от болгарского порта Бургас до греческого порта Александруполис для поставки в Западную Европу нефти с гигантских месторождений в бассейне Каспийского моря. Я тогда встретился с Димитрисом Копелузосом, который является генеральным директором с греческой стороны совместного с "Газпромом" предприятия "Прометеус-газ", и он мне пояснил, что главная цель проекта _ стратегическая. Она состоит в том, чтобы при транспортировке в Европу каспийской нефти обойти Босфор и Дарданеллы, где Турция за последние годы ограничивает движение танкеров. То есть нефть должна доставляться в Новороссийск по уже существующим трубопроводам (в том числе Тенгиз _ Новороссийск, строительство которого заканчивается), а затем танкерами будет переправляться в болгарский Бургас. Оттуда уже по новому нефтепроводу она пойдет в Грецию, а далее _ в Средиземноморье и в остальную Европу. Длина этого нового "нефтяного пути" должна составить 260 _ 300 километров, а его строительство обойдется в 600 _ 700 миллионов долларов.
Однако при всей очевидной выгодности такого проекта он до сих пор не осуществлен. Почему? Во-первых, в начале 90-х годов, когда родилась эта идея, на мировых рынках произошло резкое падение цен на жидкое топливо, что ставило под вопрос экономичность нового пути для каспийской нефти.
Во-вторых, сами месторождения нефти в бассейне Каспия еще толькотолько начинали осваиваться, и вокруг них шла острая борьба, а потому была еще неясна экономическая перспектива альтернативных проектов, которые выдвигали Турция и другие страны.
В-третьих, Болгарию _ одного из ключевых участников проекта сотрясала политическая нестабильность, там постоянно менялись правительства, а потому _ и представители этой страны в проекте.
И, наконец, своего решающего слова еще не сказала Россия. Еще не был найден ответ на ключевой вопрос: а найдется ли для этого трубопровода достаточное количество нефти, чтобы он окупался? Причем ответ на этот вопрос должно было дать не правительство России, а российские нефтяные гиганты, в руках которых и находится сейчас как российская нефть, так и долевое участие в эксплуатации Каспийской региона. А они этого ответа не давали.
И вот теперь автор статьи в "Катимерини" утверждает, что последние события в США, которые поставили на первый план проблему безопасности, делают особо актуальным именно проект Бургас _ Александруполис. Поскольку в его реализации могут участвовать три страны со стабильными политическими режимами: Россия, Греция и Болгария, где теперь с занятием поста премьера королем Симеоном наметилось наконец устойчивое политическое равновесие.
Кстати, именно на безопасность упомянутых стран указал, отвечая на вопрос "Катимерини", и министр развития Греции Никос Христодулакис.
Ведь все другие альтернативные проекты уязвимы как раз с этой точки зрения. Турецкий нефтепровод Баку _ Джейхан (задуманный при поддержке США) должен пройти через территории, которые контролируют курды. А, кроме того, он стоит значительно дороже, что сделает поступающую по нему нефть поистине "черным золотом".
Другой проект _ нефтепровод с участием американской компании "АМВО" от Бургаса до албанского порта Авлона должен идти через территорию Македонии, где сейчас бушуют сражения с албанскими сепаратистами.
Не говоря уже о том, что и он стоит гораздо дороже _ более 1 миллиарда 200 миллионов долларов. Есть еще так называемый "румынский проект" _ сооружение нефтепровода от Констанцы до итальянского порта Триест. Однако и он длиннее и дороже. К тому же его предполагают проложить через республики бывшей Югославии, что тоже вовсе не подарок с точки зрения безопасности.
Иными словами, с точки зрения "Катимерини", разумной альтернативы греческому предложению пока нет. Ну а что же Россия? А она, оказывается, не дремлет. Уже работает группа экспертов для детальной проработки проекта. Но самое главное, что недавно был подписан протокол о намерениях между российским "ЛУКОЙЛом" и греческой государственной нефтяной компанией "Эллиники петролеум" о приобретении 30 процентов ее акций. А это около миллиарда долларов, что произвело в Греции эффект разорвавшейся бомбы. Оказывается, что российские фирмы уже вполне оправились от кризиса 1998 года и могут платить миллиарды за акции западноевропейских компаний!
Но самые проницательные наблюдатели сразу задали вопрос: а не означает ли эта готовящаяся сделка, что российские производители нефти уже сделали ставку на солнечную Элладу? А если так, то проект нефтепровода Бургас _ Александруполис приобретает теперь вполне реальную перспективу.
Впрочем, так это или нет, станет ясно на предстоящем в ноябре в Афинах очередном заседании смешанной Российско-греческой межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Не исключено, что после него и будет наконец создана российско-греко-болгарская компания "Межбалканский нефтепровод" для реализации этого важного проекта.
Владимир МАЛЫШЕВ,наш собкор Афины