[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 179(2569), 3 октября 2001
SPb Ved gerb

Точка зрения
Уходит из школы любовь Остаются одни технологии Рискну утверждать, что школу в нашем сегодняшнем обществе не любят. Не любят взрослые, и _ что самое печальное _ не любят дети. Исключения есть всегда. Но они, как известно, только подтверждают правило. И это особенно хорошо видно, когда правительство в очередной раз начинает проявлять искреннюю заботу о состоянии образования в стране, декларировать приоритеты, вспоминать собственные "школьные годы чудесные" и замечательных учителей.

Верная рабыня государства, школа всегда была беспощадным зеркалом. Недавно в него взглянули и нынешние руководители страны. И как по команде независимые, но очень чуткие СМИ дружно принялись цитировать учебники истории новейшего времени, едко издеваясь над их содержанием. Можно подумать, будто школа виновата в том, как трактуются в последнее десятилетие основные события и факты, имевшие место в жизни страны и до 1917 года, и после него. Как будто бы это школа начала пересмотр всей истории, в том числе и Великой Отечественной войны, о которой во многих семьях еще живы собственные воспоминания.

Что и говорить, не удалось учителям вопреки процессам, которые шли в государстве, а значит и дома, в семьях, вырастить поколение здоровых, грамотных людей, горячо любящих свою многострадальную Родину, ненавидящих коррупцию, воровство, мошенничество. Давайте пересмотрим содержание учебников. Учтем новые тенденции, обновим запас основных знаний. Это, конечно, следует делать регулярно. Но _ вопрос риторический: помогут ли умные книжки полюбить школу, в которую многим детям сейчас ходить не хочется?

Во всем мире поиск нового в образовании идет вокруг одного общего идеала: учение с увлечением! Известно, как трудно поддерживать интерес ребенка к знаниям в течение долгих одиннадцати, а то и больше лет. Кроме толковых программ, грамотно выстроенных методик чрезвычайно важен общий тонус школьной жизни, радостный настрой, который бы поднимал дух каждоого ребенка. Дети-то разные и по-разному поддаются в разном возрасте самым мудрым техникам обучения. А дружба и товарищество, авторитет детского сообщества для большинства (опять же _ не для всех поголовно!) важен почти всегда. Вспомним хотя бы результаты опросов, так огорчавшие нас в прошлые годы.

Большинство подростков стабильно отвечали, что в школе их привлекает прежде всего общение с товарищами. Некоторые педагоги огорчались: не за знаниями дети в класс идут! Другие утешались: хорошо, что не в подворотне ищут общения, а в школе. Здесь все-таки больше вероятности, что рано или поздно, если общий интеллектуальный фон достаточно силен, многие потянутся за теми кумирами, которые много знают, оригинально мыслят, стремятся к высоким целям. И чем дружнее, сплоченнее был коллектив в классе, тем лучше в итоге учились дети.

Отменив сгоряча вместе с идеологией коммунизма все, что называлось воспитательной работой, мы потеряли и мощнейшие стимулы, помогавшие удерживать за партой всех, в том числе и самых слабых ребят. Без помощи опытных педагогов пошли на убыль дружба и товарищество, тепло и забота друг о друге, любовь. Зато прочно вошло в педагогическую лексику строгое слово "технология". Их теперь столько _ этих технологий, что кажется, и проблем в обучении не остается никаких. Дети должны бежать в школу уже не к учителю и не к друзьям своим, а исключительно за новыми формулами.

Иной раз так и происходит. Маленький, совсем свежий пример. В первый учебный день гимназистка-пятиклассница пошла в школу с небольшой температурой и головокружением: очень уж не хотелось пропускать день первого знакомства с новыми учителями. Встревоженные родители велели сразу отпроситься и идти домой, если станет хуже. Отпрашиваться девочка постеснялась и два часа боролась со рвотой, использовав все платки и салфетки, какие могла найти. Домой вернулась бледная, страшная. И никто _ заметим! _ никто: ни учителя, ни подружки не обратили внимания на ее состояние. Это вам не старушка-школа, где любая учительница, бывало, разохается, сама уговорит заболевшего идти домой, да еще и когонибудь из ребят отправит сопровождающим, чтобы довели до парадного.

Как и в случае с учебниками новейшей истории, не будем торопиться с осуждением школы. Оглянемся вокруг. Разве не бродят по городу десятки беспризорных детей, не ночуют на лестницах бомжи, не бродят старики по помойкам. И мы вместе со своими детьми торопимся пройти мимо.

Вправе ли общество требовать, чтобы в стенах учебных заведений отношения были другими, такими, на которые мы-то сами, выходит, не способны?

К счастью, не переводятся на земле чудаки с педагогическими дипломами, которые любят детей безоглядно и бескорыстно. Учителя, готовые и до и после уроков заниматься проблемами своих подопечных. Выслушивать сбивчивые исповеди, мирить, кормить, отогревать. У них всегда находится время для того, чтобы ходить с ребятами в походы, бегать по выставкам и театрам, устраивать феерические праздники. Во все времена им за это платили смешные деньги, требовали кучу планов и отчетов.

В последние годы воспитательная работа снова становится обязательной. Ей опять начинают уделять все больше внимания. Составляются новые программы, планы, методики, часто основанные на хорошо забытых старых. А обстановка в обществе, как уже говорилось, совсем другая.

Создавать атмосферу добра и справедливости, внимания к каждому в одном отдельном классе все труднее. И если это кому-то удается, труд таких людей должен сейчас оцениваться особо. Не только прибавками к зарплате, но премиями, районных и городских администраций. С учителями и их воспитанниками хорошо бы знакомить аудиторию на телевизионных встречах. Да мало ли знаков внимания и уважения может подсказать искренняя заинтересованность и симпатия! Чем больше светлых чувств будет вызывать школа, тем теплее станет детям, тем больше у нас появится надежд на доброе будущее.

Нина ПИЖУРИНА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]