[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 179(2569), 3 октября 2001
SPb Ved gerb

Торжество нестареющих песен
Два концертных рояля в Доме композиторов, лично знающие многих именитых музыкантов, неожиданно для всех превратились в театральный дуэт. Их тяжелые лакированные крышки на виду у зрителей словно сами собой легко поднялись, салютуя друг другу, как пролеты невских мостов.

Такая петербургская "увертюра" предваряет спектакль "Песни _ навсегда", премьеру которого показал Музыкальный театр детей под руководством Марины Ланды. В этом коллективе поют и играют артисты от шести до пятнадцати лет.

Премьера прошла в концертном зале композиторского дома, где доводилось мне бывать и на музыкальных вечерах, и на собраниях с обязательной трибуной. И вдруг трибуна стала частью набережной. А стулья _ автобусной остановкой. На пюпитрах, напоминающих оконца, появились портреты композиторов и ноты. Старыми адресами глянули из прошлого номерные знаки домов. И зал, забыв про свой почтенный возраст, живо отозвался на театральные фантазии юных артистов. Спектакль, составленный из песен ленинградских композиторов, поразил своей свежестью вовсе не в духе ретро. Казалось, эти мелодии, представшие в жанре зримой песни, заново родились в нашем веке. Новую жизнь в них вдохнули поющие дети.

Точкой отсчета для создания спектакля выбран 1932 год, когда была основана Ленинградская композиторская организация. Сюжетную канву составили довоенные песни, авторы которых _ Дмитрий Шостакович, Георгий Носов, Николай Стрельников, Давид Прицкер, Иван Дзержинский, Исаак Дунаевский... В разгар действия на сцену как-то очень по-домашнему выходит из зала композитор Сергей Баневич, чтобы поделиться воспоминаниями о своем учителе Венедикте Пушкове. Баневич _ не только действующее лицо спектакля, но и автор его идеи. Она была чутко воспринята и подхвачена музыкантом и педагогом Мариной Ландой и режиссером Сергеем Васильевым, которого называет в числе любимых учеников профессор Зиновий Корогодский. Он, кстати, сказал Сергею, поздравив его с премьерой: "Это _ мое".

МАРИНА: Нам хотелось оспорить стереотип: если дети, значит, это несерьезно. И спектакль мы делали не для того, чтобы кого-то растрогать милой детской непосредственностью. Для всех нас это было искренней и увлекательной попыткой проникнуть в песенный мир давних лет. Дети чутко реагируют на подлинность. И если это хорошая песня, она звучит у них как своя, будь то "Лейся, песня, на просторе" или "Широка страна моя родная", которую мы поем как песню-мечту о нашей Родине.

СЕРГЕЙ: Мы вдруг поняли, что эти песни в процессе репетиций стали для детей естественным языком общения. При этом для нас было важно, чтобы у каждого в спектакле был свой сольный выход, чтобы никто ни на кого не был похож. Так в конце концов и получилось, потому что все они _ личности. И мы относимся к ним с большим уважением. Поэтому, работая на сцене, мы все равны. Хотя, конечно, основная нагрузка ложится на Марину.

Во второй части спектакля рояли превращаются в воинский эшелон, настраивая зрителей на иную эмоциональную волну. Боевые сороковые разворачиваются песенными образами из наследия композитора, чье имя в те годы встало по всенародной известности вровень с именами героев. Это _ Василий Соловьев-Седой, музыкант редкостного песенного дара. В напряженную драматическую канву органично вошли отрывки из военных дневников композитора, дающих представление о том, как рождались его шедевры. А образным рефреном действия стали старые чемоданы _ символ жизни без тепла родного дома. На сцене они перевоплощаются то в полуторку, то в баржу, а то и в баян.

СЕРГЕЙ: Мы очень обрадовались, найдя такой емкий образ. Но надо было еще раздобыть чемоданы. Поиски дали скромный результат. И вдруг _ чудо! Дома открыл я кладовку, куда давно не заглядывал, и увидел шесть чемоданов моей бабушки Клавдии Васильевны. Они там томились и ждали своего часа. И все шесть вошли в спектакль, внеся в него свою собственную историю.

МАРИНА: С приходом Сергея началась театральная жизнь нашего коллектива, и теперь мы оба отвечаем за его судьбу. Хотя, признаться, я на первых порах трудно привыкала к режиссерскому диктату. Мне стоило невероятного труда переломить себя. И тогда все дети поняли, что такое дисциплина. Как мы ни спорим порой, все же нам легко вместе, потому что в главном мы _ единомышленники.

В нынешнем году театр гастролировал в побратиме Петербурга _ Гамбурге. Специально для турне был придуман "бродячий" вариант спектакля. Он превратился в музыкальную повозку, из которой выезжают старые песни. Как сюрприз для хозяев к ним прибавились и зонги Курта Вайля из брехтовской "Трехгрошовой оперы".

Все восемь спектаклей прошли с аншлагами. Юных петербуржцев принимал в своем дворце бургомистр Гамбурга, оплативший из городской казны выпуск афиши и программки. А оформили их художники Мария и Наталья Печатниковы, воспитанницы этого коллектива, живущие сейчас в Гамбурге.

На прощальном вечере ребята спели на немецком языке песенку в честь доброй феи этой поездки _ Биргит Висман. Это она, увидев видеозапись петербургского спектакля, взяла на себя организацию гастролей, превратила свой дом в детскую гостиницу, а в дни выступлений возила на своей машине декорации и костюмы. Когда в зале не было свободных мест, фрау Биргит и ее супруг _ мировой судья Гамбурга _ по-студенчески располагались прямо на полу.

МАРИНА: Конечно, мы не могли предугадать, как встретят немцы наши песни, _ да еще военных лет, да на чужом языке. Но случилось то, о чем можно было только мечтать: Гамбург принял спектакль на "ура". В зале собирались зрители разных возрастов. И они что-то поняли в спектакле помимо слов. Одно из представлений было для 11 _ 12-летних детей в зале на пятьсот человек. Нас предупредили, что этих ребят вряд ли можно увлечь старыми русскими песнями. И мы приготовились к тяжелому спектаклю. Но даже эта трудная публика оказалась нашей, что очень удивило их педагогов.

СЕРГЕЙ: Немцы благодарили нас за спектакль, говорили, что ничего подобного нашему театру в Европе нет. Нам было приятно узнать, что гастроли стали для них событием. Ведь этот спектакль в отличие от многих современных шоу не рассчитан на внешний эффект. В нем ничего не взрывается, не горит, не обрушивается. Но там есть чистая интонация. И она была воспринята.

Театр Марины Ланды, работавший когда-то на радио под названием "Радуга", _ это школа хорошего вкуса и вполне профессионального отношения к делу. Многие юные "ветераны", прошедшие эту школу, избрали артистическую профессию. Несколько человек поступили в Академию театрального искусства, а один уже работает у "Табакерке" у Олега Табакова. Есть у детского театра особая петербургская аура. Сама его атмосфера воспитывает серьезное отношение к труду, товариществу, коллективизму. При этом он остается одним из немногих в городе бесплатных художественных коллективов. Это принципиальная позиция руководителя театра. Здесь занимаются не те, кто может платить, а те, кто талантлив.

Поддержку коллективу оказали фонд "Петербургские традиции", музыкальный колледж "Мария". Репетиционную базу ему предоставил Музей Александра Сергеевича Пушкина на Мойке, 12. Этот музей вместе с Театром поколений Корогодского и Союзом композиторов Санкт-Петербурга выступил учредителем Музыкального театра детей как самостоятельной творческой единицы.

Марина и Сергей хотят продолжить работу над циклом "Песни _ навсегда". На этот раз они обратятся к нашему послевоенному песенному наследию. А их нынешний спектакль приглашен на несколько международных фестивалей.

СЕРГЕЙ: В процессе репетиций мы не раз задумывались, что же такое патриотизм. Ответ был в старых песнях. Погружаясь в них, и мы и дети чувствовали, что они пронизаны истинной любовью к Родине, к нашему городу.

МАРИНА: И поэтому мы считаем наш спектакль патриотическим в самом первозданном значении слова. Патриотизм для нас _ не в показном пафосе, а в новом проживании любимых песен. Это и наша благодарность композиторам, чьи создания живут с нами в новом веке.

Театр Марины Ланды работает без микрофонов и фонограмм, но его _ слышно. Никто не оспаривает поговорку "Новое время _ новые песни". Но после спектакля детей хочется добавить: а есть еще и песни _ навсегда!

Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ,обозреватель СПб-ТАСС _ для "Санкт-Петербургских ведомостей"

На снимках из архива театра _ сцены из спектакля "Песни _ навсегда".


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]