[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 179(2569), 3 октября 2001
SPb Ved gerb

Вслед за кистью поэта
"Кисть поэта" _ кому-то такое выражение может показаться странным: может быть, впрочем, речь идет о старом Китае или Японии, где орудиями письма издавна служили кисточка и тушь? Но нет: в данном случае мы говорим о Михаиле Юрьевиче Лермонтове, чей день рождения _ 3 (по новому стилю _ 15-го) октября, "лермонтовским" же нынешний год считается, напомним, в связи с другой датой _ 160-й годовщиной со дня гибели поэта на роковой дуэли.

Известно, что кистью и карандашом художника автор "Героя нашего времени" владел почти столь же профессионально, как пером литератора.

Другое дело, что литературное творчество было для него главнейшим делом жизни. Но когда известного художника Евсея Моисеенко спросили, что он думает о рисунках и живописных полотнах Лермонтова, ответ мастера был краток: "Они гениальны".

Эти слова вспомнил художник Геннадий Губанов на открытии в Пушкинском Доме выставки работ своего коллеги _ Бориса Семенова. Дело в том, что Борис Алексеевич _ самобытный и яркий живописец _ многие годы занимается бережным копированием художественных работ Лермонтова. И его можно понять: ведь следовать за каждым движением кисти великого человека _ не значит ли следовать за его мыслью, что является, по словам Пушкина, занятием самым увлекательным?

Посетители выставки с интересом вглядываются в копии акварельного автопортрета поэта, портретов его знакомцев _ Монго (Столыпина), Александра Одоевского, рисунка "Старая мельница". Подолгу задерживаются у небольшого романтического полотна "Воспоминание о Кавказе" (два всадника на горной дороге), у работ "Вид горы Крестовой", "Вид Тифлиса" с узнаваемыми силуэтами Метехского замка и крепости Нарикала. Неожиданной актуальностью отзывается в душе "Перестрелка в горах Дагестана", напоминающая о том, сколь глубоки исторические корни многих нынешних конфликтов. Все это копии, но копии, выполненные с любовью и вдохновением.

И тут же _ собственные работы Бориса Семенова, большинство из которых связано с Лермонтовым: "Прощание Лермонтова с Тарханами", "Тамань. Берег моря", "М.Ю.Лермонтов _ художник" (в ущелье, за мольбертом), портрет поэта. И, конечно, многочисленные пейзажи Кавказа: снежные вершины, горные потоки. Все, что так созвучно лермонтовской поэзии.

Илья ФОНЯКОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]