[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 178(2568), 2 октября 2001
SPb Ved gerb

И облака купаются в чистой воде
Шоссе идет вдоль озера. Высота 1900 метров. Справа _ Севан, а слева _ горы. Облака, обволакивающие вершины, осторожно спускаются к воде, бредут караваном по озеру, местами словно купаются в нем.

Уже осень, и пляжи пусты. Вода теплая _ градусов 18, но дует холодный ветер, заставляющий птиц не лететь _ висеть в воздухе. Сосны и волны создают полную иллюзию, что ты где-то на Финском заливе. Эх, если бы не горы вокруг... "Смотри, беркут!" _ замечают мои спутники.

Почему-то на Севане острее чувствуется грустное осеннее настроение. Правда, природа тут ни при чем. На берегах особенно бросаются в глаза запустение и разор. Некогда знаменитые на весь Союз здравницы и курорты пусты. Из десятков действуют три-четыре. Коробки недостроенного огромного комплекса отдыха немым укором стоят на фоне потрясающих пейзажей. Его начали строить еще при советской власти, да так и бросили. Сейчас армянское правительство объявило международный тендер на его достройку. Несколько корпусов, обширный кусок земли продаются за какой-то миллион долларов. Но покупателей нет, слишком много нужно вложить в завершение работ, развитие инфраструктуры, организацию развлечений и досуга для туристов.

Вдоль шоссе _ железная дорога. Когда-то тут было активное движение электричек, доставляющих из Еревана к "армянскому морю" отдыхающих. Теперь многим не по карману даже такое небольшое путешествие на поезде, а богатые армяне приезжают к Севану на машинах. Дачи новых хозяев жизни то и дело видны за высокими заборами.

Поезда курсируют два раза в день: утром _ в одну сторону, вечером _ обратно. Поэтому многие станции выкуплены под жилые дома. Зрелище забавное. На окнах зала ожиданий веселенькие занавески. На платформе сушится белье. А под платформой _ клети для кур, дрова, сено...

К берегу подплывает рыбак. Сначала принял его за любителя _ на промысел он вышел на резиновой лодке, сплошь, словно лоскутное одеяло, в заплатках.

"Как улов?", _ интересуюсь.

"Сегодня не очень", _ отвечает рыбак. На дне лодке севанская форель (ишхан), сиг, в неводе _ голубые раки.

"Ничего себе!", _ невольно восклицаю, такой улов для наших любителей поудить _ счастье.

"Да разве это заработок" _ в сердцах говорит рыбак.

Оказалось, дядя Миша уже тридцать лет промышляет на Севане.

"Резиновая лодка _ самое лучшее для меня, _ говорит он. _ Бензин не нужен, мотор не тарахтит..."

Улов дядя Миша сдает оптовикам в соседнее село, особенно ценятся раки. Невольно переспрашиваю название села.

"Цовагюх, _ повторяет рыбак, _ Что не слышал? Это родина писателя Григора Мурацана... Не читал книгу "Геворк Марзлетуни"? Какой же ты журналист!.."

Рыбаки, пастухи с их стадами _ вот и все "население" Севана в эти осенние дни. Райское место из-за блокады Армении практически не посещается туристами. И некому оценить эти потрясающие виды, красоту старинных храмов. Услышать легенду о девушке Тамаре, освещавшей со скалы путь своему возлюбленному, переплывавшему Севан. И испить чистейщую воду прямо из озера.

Анатолий АГРАФЕНИН ФОТО АВТОРА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]