English | Smena kodirovki | Обратная связь | Что нового

[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 193(2107), 19 октября 1999
SPb Ved gerb

Горожане, промышленность, кредиторы
Бюджет-2000 пытается согласовать их интересы Проект бюджета Санкт-Петербурга на 2000 год внесен администрацией в Законодательное собрание города. Одновременно информация о нем размещена в Интернете на официальном сайте комитета финансов по адресу www.fincom.spb.ru. Что же обещает горожанам проект бюджета, обсуждение которого только еще начинается в Мариинском дворце?

Экономике помогут налогами Состояние бюджета определяется общей экономической ситуацией. Макроэкономический прогноз на 2000 год выглядит несколько лучше кризисного текущего года, но все же год будет напряженным. Потребительские цены могут вырасти на 41%, валовой региональный продукт _ упасть на 2%, курс доллара _ вырасти примерно на треть. Столь пессимистический прогноз _ далеко не факт. Вероятно, валовый региональный продукт не только не упадет, но даже вырастет. Тем не менее в проект бюджета заложен самый мрачный сценарий. Пусть лучше будет избыток денег, чем нехватка.

Приоритетами проекта бюджета названы направленность на стимулирование городской экономики и социальная поддержка населения.

Стимулирование городской экономики заключается в облегчении налогового давления и выделении средств на реализацию ряда программ городского развития. В частности, в 2000 году изменится порядок исчисления налога с оборота, акцизов и подоходного налога, запланированы также и некоторые изменения в городском налоговом законодательстве. В сумме эти нововведения будут означать для бюджета города сокращение, а для налогоплательщиков _ соответственно, сохранение доходов примерно на 3 млрд рублей. За будущий год, как предполагается, налоговые доходы увеличатся на 26%. При прогнозируемой инфляции в 41% это приведет к реальному снижению налоговой нагрузки. Далее в проекте бюджета увеличены капитальные расходы, адресная программа капитальных вложений, финансирование научно-технического прогресса, информатики и связи, т.

е. статей, которые именно в годы кризиса должны создавать основу для будущего развития городского хозяйства.

Квартплату "заморозим"

Ассигнования на социально ориентированные статьи расходов ("Образование", "Культура и искусство", "Здравоохранение и физическая культура", "Социальная политика") по сравнению с бюджетом текущего года возрастут на 16,5%. На них намечено выделить 11,2 млрд рублей, или 33% всех расходов. В бюджете 1999 года на эти цели направлялось 10,8 млрд рублей, но доля в расходах была ощутимо выше. Получается, что сумма расходов увеличивается, а удельный вес социально ориентированных статей снижается. Как в этой ситуации можно говорить о социальной направленности?

Дело в том, что очень много денег выделяется на другую социальную статью. Запланировано абсолютное и относительное увеличение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Несмотря на значительную инфляцию, останутся неизменными квартплата и тарифы на основные коммунальные услуги, плата за проезд в городском транспорте. В бюджетном секторе запланировано повышение зарплаты. Расширяется жилищное строительство за счет городского бюджета. В нынешних условиях каждый такой шаг _ достижение, которое добывается трудом и означает для городского бюджета серьезную нагрузку. Однако в итоге, слова о социальной направленности проекта бюджета наполняются конкретным содержанием.

Закон бюджета: чтобы и волки были сыты, и овцы целы Доходы бюджета на 2000 год запланированы в сумме 33,7 млрд рублей. Расходы по проекту бюджета равны доходам. Много это или мало?

При населении в 4,7 млн человек на одного жителя Санкт-Петербурга придется 7350 рублей городских бюджетных средств. Заглянем в прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на будущий год.

По нашим данным, доходы остальных субъектов Федерации на одного жителя составят от 4480 до 5120 рублей в зависимости от варианта прогноза. Разумеется, это очень приблизительные подсчеты, в которых Москва приплюсована к Чукотке. И все же, бюджетная обеспеченность в Санкт-Петербурге заметно выше условной среднероссийской.

Такая ситуация существует несколько лет. В этом есть и минусы _ нельзя рассчитывать на получение трансфертов и других форм безвозмездных перечислений из федерального бюджета. Начиная с 1997 года в СанктПетербурге этот вид доходов практически равен нулю. Город живет за счет собственных доходов. Зато благодаря этому в Санкт-Петербурге бюджеты утверждаются, как и положено, до начала финансового года, бюджетные финансовые потоки имеют минимальный пробег и замыкаются в городском казначействе, поступающие доходы можно сразу использовать на бюджетные цели. Все это дает городу дополнительные доходы и выгоды. В этом отличие Санкт-Петербурга от многих российских городов, раздувающих задолженность, чтобы обеспечить самые минимальные потребности жителей _ в воде, отоплении, электричестве.

И теория, и практика, и здравый смысл говорят о том, что текущие каждодневные расходы нельзя покрывать в долг. Иначе неизбежны финансовые пирамиды, которые строились в Санкт-Петербурге до 1996, а в России в целом _ до 1998 года. Превышение расходов над доходами оправдано, если строятся важные объекты, если можно будет расплатиться с кредиторами без кризиса, дефолта и разрушения бюджетов города и его жителей. Пока все эти условия совпадают крайне редко. Поэтому сейчас выгоден бездефицитный бюджет и, добавим, крайне осторожное отношение к заимствованиям.

Какова в городе обстановка с долгами? Расходы на обслуживание государственного долга по займам и кредитам в 1999 составляли 2,48 млрд рублей, или 9,6% всех расходов, а на 2000 год по проекту бюджета они должны составить 2,26 млрд рублей, или 6,7%. Экономия составляет 220 млн рублей.

Начиная с 2000 года в соответствии с требованиями федерального законодательства государственный долг, в том числе и субъектов Федерации, будет отражаться в бюджете по-новому. В долг включаются гарантии и поручительства по кредитам, т. е. практически все обязательства бюджета. Кроме того, вводится переоценка внешнего долга. Попросту говоря, валютные кредиты пересчитываются в рубли по текущему курсу, а не по курсу на момент их получения. Неудивительно, что в будущем году оценочная величина долга резко возрастет по сравнению с тем, что было в 1997 _ 1999 годах. Однако это особенность учета. Фактически в течение 2000 года роста внутренней и внешней задолженности не планируется (если отбросить переоценку валютной составляющей по причине колебаний курса). Новые кредиты город должен будет взять, но некоторые кредиты погашаются, итоговый баланс _ нулевой.

Общая сумма долга на конец 2000 года по проекту бюджета _ 21,4 млрд рублей, или 64% собственных доходов (требование Бюджетного кодекса РФ _ не более 100%). Наибольшая нагрузка по выплате долга придется на 2002 год, когда настанет время погасить еврооблигации на 300 млн долларов и некоторые другие валютные и рублевые обязательства. Для городского бюджета это крупные суммы, но и времени, если его не терять, вполне достаточно Можно накопить резервы, получить займы на реструктуризацию, расширить доходную базу и т. п. Наверное, лучше всех это понимают международные рейтинговые службы. В августе этого года агентство Standard&Poor's хоть и ненамного, но повысило кредитный рейтинг Санкт-Петербурга, резко провалившийся после прошлогоднего кризиса. В общем, проект городского бюджета успешно решает задачу: как сделать, чтобы и "волки" (то есть кредиторы) были сыты, и "овцы" (расходы на нужды горожан) целы.

В 2000 году планируется привлечь зарубежный кредит на устранение размыва на Кировско-Выборгской линии метро, кредит МБРР на восстановление исторического центра Санкт-Петербурга, выдать несколько поручительств по валютным кредитам для решения городских проблем, связанных с транспортом, водоснабжением, строительством начатых дорожных и спортивных объектов. Новые валютные обязательства не угрожают устойчивости городского бюджета. А обоснованность их целевого распределения предстоит оценить депутатам Законодательного собрания.

И "прочие", и "прочие"...

Особенности структуры расходов, предлагаемой на будущий год, лучше всего видны в сравнении с бюджетом 1999 года. По сути, их можно выразить одной фразой: удельный вес трех крупных статей _ "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Прочие расходы" и "Целевые бюджетные фонды" _ увеличивается, остальных статей _ уменьшается. Посмотрим, почему это происходит.

Проще всего говорить о целевых бюджетных фондах. Фондов всего два _ дорожный и экологический. Они имеют самостоятельные источники доходов, которые всегда равны расходам. Доля целевых фондов увеличится с 11,2% до 15,0% расходной части проекта бюджета. Экологический фонд относительно невелик _ 62 млн рублей. Его доходы и расходы вырастут в 1,4 раза, т. е. ровно на величину предполагаемой инфляции. Доходы и расходы территориального дорожного фонда в 2000 году достигнут 5,2 млрд рублей против 2,6 млрд рублей по бюджету текущего года. Это произойдет за счет почти двукратного роста поступлений от налогов на пользователей автодорог и владельцев автомобилей. Главные изменения расходной части по сравнению с прошлым годом _ предложение направить 1,5 млрд рублей на ликвидацию размыва на Кировско-Выборгской линии метро и в 2,3 раза увеличить расходы на текущее содержание автодорог. Актуальность этих статей расходов для жителей Санкт-Петербурга, по-видимому, не нуждается в комментариях.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и градостроительство по проекту бюджета увеличатся с 3,5 млрд рублей в текущем до 5,2 млрд рублей в будущем году, доля в расходах возрастет с 14% до 15%. Прирост в 2 млрд рублей распадается на две почти равные части: первая половина _ реальное увеличение расходов на содержание и капитальный ремонт жилого фонда и коммунальных объектов, вторая _ прирост "на бумаге", возникший из-за введения новых правил учета.

И все же наибольший вклад в изменение структуры расходов в 2000 году, как предполагается, внесут "Прочие расходы". Их удельный вес должен составить 12% (прирост 6%), а абсолютная величина _ 3,9 млрд рублей (прирост 2,3 млрд рублей). В "прочие" включены расходы на проведение выборов и референдумов (67 млн рублей), финансовую помощь бюджетам других уровней (136,2 млн рублей), бюджетные ссуды (127,1 млн рублей). Каждая из этих трех статей в проекте бюджета увеличилась по сравнению с текущим годом. Однако даже с учетом этого их общий удельный вес не превышает 1% всех расходов. Понятно, что причины структурных сдвигов кроются не здесь.

Самый большой прирост дали две другие части из "прочих", а именно: "Резервные фонды" (сумма _ 0,42 млрд рублей, прирост _ 0,14 млрд рублей) и "Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам" (сумма _ 3,2 млрд рублей, прирост _ 1,9 млрд рублей). В "Резервные фонды", в частности, заложены расходы, вносимые по предложению депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Как правило, депутаты вносят предложения о расходовании средств на социально ориентированные статьи. В бюджете 1999 года было учтено депутатских предложений на 0,46 млрд рублей, в проекте на будущий год _ 0,52 млрд рублей, или 2% расходной части. Кроме того, предусмотрены дополнительные фонды, которые планируется распределить по предложениям депутатов.

И наконец последний и самый большой блок "прочих" _ это "Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам". Отсюда планируется погашение кредитов, выданных под гарантии администрации, _ 1,8 млрд рублей и кредиторской задолженности _ 1,8 млрд рублей.

По экономическому содержанию эти расходы представляют собой отложенные с прошлого года бюджетные обязательства. За их ростом надо внимательно следить, особенно в такой напряженный период, какой предстоит в будущем году. Поясним, о чем идет речь. Кредиты берутся для различных отраслей, и кредиторская задолженность тоже возникает в различных секторах городского хозяйства. Поэтому и расходы на погашение кредитов традиционно были размыты по целевым расходным статьям. Только в проекте на 2000 год их удалось собрать воедино. Понятно, что это сразу привело к росту удельного веса данной статьи расходов. Хотя причина кроется не столько в повышении реальных затрат на погашение кредитов, сколько в учете по новым правилам.

Итоговую оценку проекта бюджета на 2000 год дать намного труднее, чем описать его отличительные черты и внесенные новшества. Наиболее привлекательные характеристики проекта _ это реальный подход к планированию доходов, отсутствие дефицита и внимательное отношение к выдаче городских обязательств, снижение расходов на обслуживание государственного долга, увеличение бюджета развития, абсолютный и относительный рост ассигнований на жилищно-коммунальное хозяйство, сохранение социальных льгот, отказ от повышения квартплаты и тарифов на городской транспорт и коммунальные услуги.

Основной недостаток проекта бюджета, который может стоить всех перечисленных достоинств, _ сокращение удельного веса практически всех статей расходов, в том числе и социально ориентированных, из-за резкого расширения целевых бюджетных фондов, резервных фондов и расходов по погашению кредитов и кредиторской задолженности. В то же время значительная часть структурных изменений _ это следствие новых правил отражения доходов и расходов. Более того, если учесть, в какой сложной экономической и политической обстановке предстоит принимать и исполнять бюджет, изменения структуры расходов выглядят как минимально возможные. В этом смысле, представленный проект бюджета _ это неплохо сбалансированный документ. По меньшей мере, проект дает твердую основу для компромисса между нуждами горожан, инициативами депутатов и финансовыми расчетами городской администрации.

Андрей БЕЛОВ,кандидат экономических наук


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]