English | Smena kodirovki | Обратная связь | Что нового

[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 12(1927), 23 января 1999
SPb Ved gerb

Педсовет
В понедельник, как всегда, в условленный час в учительской тайком собрался весь свет педагогической мысли школы.

_ Господа! _ стараясь говорить тихо, призвал всех к тишине директор школы, подняв вверх перебинтованную руку. _ Мы собрались сегодня, чтобы решить вопрос, как поступить с Лешей Мырдиным. Поскольку дальнейшее его пребывание в школе становится просто невыносимым!

_ Выгнать!!! _ рявкнуло шепотом сразу несколько голосов со всех сторон.

_ Расстрелять! _ бухнул, не подумав, военрук.

_ Тс-с-с-с-с! _ зашикали на него остальные.

_ Выгнать _ значит, расписаться в нашем собственном бессилии как педагогов! _ возразила физичка, штопая зелеными нитками прохудившуюся в нескольких местах подкладку. _ Расстрелять _ тоже не метод борьбы за дисциплину и успеваемость! Во всяком случае, он себя не оправдал! Мы должны руководствоваться идеями Фридриха Дистервега о развивающем обучении, соответствующем природным свойствам каждого ребенка. Ведь мальчик, несомненно, очень одаренный. Очень одаренный...

_ Это верно, _ горячо подтвердил физрук, подкатывая на своей инвалидной коляске поближе к окну. _ Смышленый и очень остроумный пацан.

Он на моем уроке в коня гвоздей понабивал, шельмец эдакой! Ему просто скучно. От праздности все его шалости. С ним надобно бы по-доброму...

И занять чем-нибудь. Вспомните Иоганна Генриха Песталоцци! Вспомните его замечательную теорию о соединении обучающего процесса с насильственной трудовой активностью! У Песталоцци детишки никогда не шалили!

Некогда им было у Песталоцци шалить. Вкалывали они с утра до вечера, вот и не шалили... Изможденному трудом ребенку не до шалостей, друзья мои... Изможденный трудом ребенок _ тих, словно ангел небесный...

_ Ты б еще исправительные лагеря Макаренко вспомнил! Педагог! Будет тебе Мырдин работать! Да он наймет кого-нибудь скорее или заложников возьмет где-нибудь!.. Или учителя труда, не приведи господь, взорвет... Как в прошлый раз! _ укорила его учительница английского языка. _ Ты бы лучше Иоганна Хербарта почитал! Там все ясно написано: все четыре ступени обучения и воспитания... Ясность, четкость, ласка и любовь...

Речь ее прервалась глухим взрывом, прогремевшим где-то неподалеку. Учительскую тряхонуло. С потолка посыпалась штукатурка. Все затихли, схватившись за автоматы.

_ Это в четвертом "Б", _ тихо проговорил военрук, невозмутимо разбиравший автомат Калашникова и аккуратно раскатывая на столе детали.

_ У них сейчас химия! Аммонал проходят...

_ Я бы в нашем случае все-таки рекомендовал руководствоваться советами Жана Жака Руссо... Морду бить! И почаще! _ робко подал голос преподаватель астрономии.

_ Друзья! _ горячо воскликнул учитель литературы, _ почитайте "Опыт педагогической антропологии" Ушинского, и вы поймете, что в случае с Лешей Мырдиным нам с вами надо прежде всего руководствоваться принципами гуманности и человеколюбия... Ведь мы же его просто-напросто затравили. Десять лет оставлять парня на второй год в четвертом классе! Да кто ж такое выдержит! Постоянные упреки и назидания... Редко кто из нас сказал ему ласковое, нежное слово. Вот и ожесточился мальчонка... Вы его практически и не знаете... Он хороший, ласковый мальчик!

Военрук отложил в сторону затвор автомата, который он любовно протирал тряпочкой.

_ Расстрелять его, мерзавца! Сколько он наших учителей замучил, _ коротко, словно отдав приказ, высказал он свое мнение.

_ Нельзя, _ резонно возразил физрук. _ Это негуманно!

_ Негуманно? _ возмутилась физичка, отрываясь от штопки. _ А расстрел двадцати шести учителей из рогатки только лишь за то, что они намекнули ему на его недостаточно прочные знания, _ это гуманно?

_ Вот именно! Но учитывайте, что за него _ массы, _ заметил учитель литературы. _ Могут начаться волнения... Кровопролития нам не надо... Сколько можно крови? И так уж сколько хороших, талантливых педагогов потеряли... Историк, физичка, гардеробщица...

_ Гардеробщица не в счет! Она была никудышный педагог, _ возразил военрук.

_ И то верно, _ согласился директор, с досадой потирая окровавленную руку.

В дверь учительской кто-то осторожно постучал ногой, отчего дверь тряхнуло так, что посыпалась побелка. Лица учителей стали мертвенно-бледными.

_ Это он! _ прошептала физичка помертвевшими и ставшими непослушными губами. Военрук передернул затвор. Литератор залег за шкафом, взяв на мушку двери.

_ Кто там? _ осторожно спросил директор, поправив ремни бронежилетки.

_ Открывайте! _ раздался глухой хриплый бас за дверью. _ Это я _ Мырдин! Вы стрелку забивали?

_ Войдите, Леша! _ сказала физичка, поправляя дужку спадающих очков, перемотанную синей изолентой. Все преподаватели замерли в томительном ожидании. Ручка двери дернулась, осторожно повернулась... И только дверь слегка приоткрылась _ раздался оглушительный взрыв. Все скрылось в дыму и огне. В темноте раздавались не по-детски грубые матерные проклятия и злобные крики Лешкиных одноклассников и удаляющийся топот школьных кованых сапог.

_ Так-то оно будет лучше! _ довольно потирая руки, сказал, усмехаясь в усы, военрук _ старый подрывник и заслуженный работник образования, поднимаясь с пола и отряхивая пыль со школьного бронежилета.

Александр МЕШКОВ (Воронеж)


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]