|
|
[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 9(1924), 20 января 1999
|
![]() |
Финансовая схема
важнее ракетного крейсера Оборонную промышленность никто больше не идеализирует. Никто не считает, что, перестрой ее на мирный лад, она завалит рынок телевизорами лучше японских и холодильниками лучше финских. Теперь другая крайность: руководителей оборонных предприятий упрекают в неспособности приспособиться к требованиям рынка, в уповании только на государственный заказ и бюджетную поддержку.
Союз промышленников и предпринимателей Петербурга (в рядах которого много оборонщиков) решил дать реальную оценку состояния ВПК и путей его реформирования, опираясь не на мнения и субъективные оценки, а на данные экономической науки. Вчера на заседании Северо-Западной секции содействия развитию экономической науки Российской Академии наук (председатель Владимир Окрепилов) при участии Союза промышленников (президент Вахтанг Ковешников) ученые и практики пытались разобраться в этой проблеме.
Что же показал экономический анализ? Что оборонщиков незаслуженно упрекают в неспособности жить по рыночным законам. Подавляющее большинство заводов, производящих оружие и военные системы, в состоянии обеспечить себе нормальную жизнь за счет мирной продукции. Но могут они это сделать только в ущерб национальной безопасности, отказавшись от производства военной продукции, от разработки новых образцов.
В этом и проблема. Оружейные заводы, во-первых, не имеют права консервировать или распродавать цехи, предназначенные для выпуска военной продукции, во-вторых, сами оборонщики на это не пойдут _ это было бы предательством национальных интересов. Наука не подтверждает данные, что интересам России никто не угрожает. Кавказ и Прибалтика объявлены зоной национальных интересов США, НАТО выходит вплотную к российским границам, во всем мире отмечается рост числа региональных конфликтов. Таким образом, оборонные предприятия вынуждены содержать свои военные производства и КБ.
Но при этом заказами они не обеспечены, а если Минобороны и дает заказ, то оплачивается он в лучшем случае процентов на 30. При таком раскладе корпорация "Боинг", вероятно, давно бы вылетела в трубу, а наши оборонщики живут.
Констатация широко известных фактов _ дело неблагодарное. Важно, какой вывод предлагает наука.
Готовых выводов пока нет, потому что у государства нет ясной оборонной доктрины: какая армия, для каких войн, с каким оружием нужна.
Тем не менее рекомендации есть.
Для начала нужно было бы, считают ученые и практики, создать министерство вооружений (пока что Минобороны работает напрямую с заводами). В рамках министерства можно было бы устранить дублирование разных производств. Ведь сейчас одни объединения делают, к примеру, локаторы для флота, другие объединения _ локаторы для авиации, третьи _ для спутников. Распыляются и без того мизерные средства.
Второй шаг _ дать ВПК налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налогов. Третий _ выдавать госгарантии под инвестиции. А инвестировать в первую очередь нужно военные технологии: без новых образцов мы потеряем международный рынок вооружения и лишимся тех денег, которые сейчас только и позволяют жить.
Петербург был и по сей день остается столицей военно-промышленного комплекса. И не случайно первая реальная, учитывающая все нюансы программа реструктуризации оборонных отраслей создается именно у нас.
И она для страны сейчас даже важнее, чем новый "МИГ" или атомный крейсер.
Владимир НОВИКОВ