English | Smena kodirovki | Обратная связь | Что нового

[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 2(1917), 11 января 1999
SPb Ved gerb

"Русский без кареты, что араб без лошади"
Французский писатель Теофиль Готье, посетивший Петербург в середине прошлого века, отмечал: "...в Санкт-Петербурге ходят мало и чтобы сделать несколько шагов, уже садятся в дрожки... Русский без кареты, что араб без лошади".

Кареты существовали в столице не только и не столько как предмет престижа и признак богатства. Мелкие торговцы, служащие, бедное дворянство, не имеющие возможности содержать собственных лошадей, пользовались дрожками. Дрожки эти были самым распространенным и общедоступным видом транспорта в Петербурге. Пешком ходили или уж очень бедные, или скупые.

Дрожки имели два сиденья _ одно для кучера, а другое для седока.

Сиденье для седока было понаряднее _ оно обивалось сафьяном или темным сукном. Лакированные крылья дрожек, изгибаясь над колесами, переходили в низкую подножку. В отличие от кареты, дрожки не имели фонарей, и когда они проносились по темным улицам, кучер кричал прохожим: "Поберегись!"

Запряжка дрожек была дуговой. Сбрую лошади составляли легкий хомут и нарядная уздечка, украшенная металлическими бляшками. На лбу лошади пересекались две серебряные цепочки. Дрожки были очень легкими, и сильный орловский рысак без труда мчал их по улицам, так что кучер едва сдерживал его.

Под стать экипажу был и кучер. Одетый в синий или зеленый кафтан, подпоясанный наборным черкесским поясом, с широкой окладистой бородой, восседая на своем кучерском месте с натянутыми вожжами в руках, он имел величественный вид.

Кучера городских дрожек (извозчики) имели на ремешке на шее сзади номер, чтобы пассажир мог его видеть. Извозчиков было такое множество, что в любом месте Петербурга стоило только позвать: "Извозчик!", как он появлялся будто из-под земли.

Наряду с легкими элегантными дрожками в столице были и совсем простые повозки с беспородными лошадьми, нередко плохо вычищенными, с веревочной сбруей. На них возили сено, воду, дрова, разные грузы, мебель. Ими пользовались при переезде с квартиры на квартиру.

С первым снегом на улицах Петербурга появлялись извозчики на санях. Сани представляли очень легкое и прочное сооружение _ легкий металлический кузов на железных отполированных полозьях. Кучер садился на высокое сиденье, седок _ в кузов саней. Изящно изогнутый щиток саней защищал извозчика и седока от комьев снега, летящих из-под копыт. Ноги седока укрывались меховой шкурой. Извозчик также выглядел нарядным. На нем был одет суконный кафтан на бараньем меху, на голове квадратная бархатная, отороченная мехом, шапка.

Если дорога была накатана, то сани легко скользили по ней и лошадь без труда мчала своего седока.

Наконец, чисто русской национальной запряжкой была тройка. Особенно красива тройка, когда лошади хорошо съезжены и подобраны по масти.

При езде тройки коренник шел широкой размашистой рысью, а пристяжные, красиво согнутые в шее, _ галопом. В санях, запряженных тройкой, могли разместиться 3 _ 4 человека.

Быстро промелькнувшим видением была для зазевавшегося прохожего пролетевшая тройка с лихим кучером и веселым гвардейским офицером...

Адольф МАНЖОЛА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]