English | Smena kodirovki | Обратная связь | Что нового

[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 268(1913), 29 декабря 1998
SPb Ved gerb

Пигмалион
1 января Игорю Петровичу Владимирову исполняется 80 лет Как же давно мы его знаем! Сначала все-таки как актера. Для мальчишек моего поколения прежде всего _ старшина Скворешня. Подводная лодка "Пионер", шпионы и диверсанты, приключения... Словом, "Тайна двух океанов". В роли старшины-водолаза (а на самом деле чекиста) молодой, красивый Игорь Владимиров, играючи расправлявшийся с врагами, не мог не запомниться.

А ведь к тому времени (середина 50-х) Владимиров уже всерьез пробовал себя в режиссуре, работая ассистентом на постановках Г. А. Товстоногова сначала в театре имени Ленинского комсомола, потом в БДТ. Годы ученичества закончились в 1960, когда на сцене Театра имени В. Ф.

Комиссаржевской Владимиров поставил спектакль "Время любить", ставший событием не на один сезон. Именно в этом спектакле произошла встреча режиссера с актрисой Алисой Фрейндлих, так много определившая в судьбе каждого из них в отдельности и обоих вместе.

С 1961 года на протяжении более трех десятилетий Владимиров возглавлял Театр имени Ленсовета. Если бы не вмешалась болезнь, то рекорд продолжительности правления Г. А. Товстоногова ему, наверное, удалось бы перекрыть. Театр на Владимирском в 60 _ 70-е годы завоевал высокую репутацию в городе и стране. В репертуарной политике открытая, честная публицистика соседствовала с музыкально-пластической развлекательностью, нередко причудливо соединяясь в одном спектакле. Актерский ансамбль рос и совершенствовался год от года. Не только Алиса Фрейндлих, но и Леонид Дьячков, Анатолий Равикович, Ефим Каменецкий, Михаил Боярский, Сергей Мигицко (список можно продолжить) сыграли на этой сцене лучшие свои роли.

Ленсоветовская марка стала знаком ленинградского качества. Когда в начале 90-х театр приехал на гастроли в Ригу (уже за рубеж) под новым названием "Открытый", пришлось переклеивать афиши, возвращая старое, привычное название. Продажа билетов сразу резко возросла.

Заботы руководителя театра поглощали почти все время и силы, заставив Владимирова на время забыть о своей актерской профессии. Тем не менее в кино не упускали случая поэксплуатировать его рано поседевшую шевелюру и молодой блеск глаз. Случались здесь и подлинные удачи, как в фильме "Твой современник" Ю. Райзмана или "Старомодная комедия"

Э. Рязанова. А на театральной сцене он появился как актер только после двадцатилетнего перерыва в спектакле "Интервью в Буэнос-Айресе", блестяще соединив в роли Карлоса Бланко лучшие черты Владимирова-режиссера, публициста и лирика.

"Интервью..." пополнило ряд лучших спектаклей Театра имени Ленсовета, которые заняли почетное место в истории ленинградской сцены.

"Пигмалион", "Трехгрошовая опера", "Человек со стороны", "Люди и страсти", "Укрощение строптивой", "Игроки", "Малыш и Карлсон, который живет на крыше", "Трубадур и его друзья"... За каждым из этих названий память о великолепных режиссерских и актерских находках, об огромном зрительском успехе. О "золотом веке" Театра имени Ленсовета периода бури и натиска, коварства и любви.

Владимиров-педагог _ это отдельная глава жизни. Много лет он преподавал в Театральном институте, продолжая педагогическую деятельность и в театре, где и сейчас костяк труппы составляют его ученики, которым он помог обрести дыхание живой театральной жизни, как Пигмалион _ Галатее. Немало их в других театрах города. Тех, кто прошел школу Владимирова, легко отличить сразу по особой манере двигаться, петь, говорить осмысленно, ярко, театрально.

Сегодня в театре имени Ленсовета праздничный вечер, посвященный юбилею мастера. На сцене и в зале будут те, кого связывает с Игорем Петровичем память о совместной работе, о замечательных спектаклях, о победах и поражениях. Праздник будет немного грустным, поскольку состояние здоровья не позволяет виновнику торжества принять в нем участие.

Но все равно _ это праздник, потому что театр Игоря Владимирова всегда был праздничным, веселым. Юмор и сила духа не покидали его и в трудные, и в радостные моменты. Вместе со всеми, кто помнит и любит его творчество, пожелаем ему этого и в дальнейшем.

Владимир ПОЛУШКО На снимках: Игорь Петрович Владимиров на репетиции, сцены из спектакля "Интервью в Буэнос-Айресе", кадр из фильма "Старомодная комедия"


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]