[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 250(1895), 2 декабря 1998
SPb Ved gerb

Возвращение кондуктора... или 40 лет спустя
В то утро, 1 декабря, 40 лет назад, Владимир Петрович Кормушин (на снимке) стал первым вагоновожатым, который отправился на маршрут без партнера-кондуктора. Как говорит сам Владимир Петрович (ныне _ преподаватель в Электромеханическом колледже ГП "Горэлектротранс"), _ так получилось случайно. Никто и ничего специально не подгадывал.

В конце 50-х самообслуживание входило в моду: открывались магазины без продавцов и кино без билетеров (например, одно время так работал кинотеатр "Луч").

В нашем городе перенимать новую моду не торопились. Начали с широкой кампании пропаганды. Потом решили "обкатать" идею на одном из трамвайных маршрутов. Выбор остановили на "восьмерке", которая ходила из Приморского парка Победы на Лифляндскую улицу: на этом маршруте работало всего 12 вагонов "МС". Водителям, которым отныне предстояло следить за сохранностью выручки и, по мере надобности, давать объяснения пассажирам, прибавили по четверти оклада.

_ Первые дни, _ рассказывает Владимир Петрович, _ пассажиры нам продыху не давали. Многие садились в "восьмерку", чтобы посмотреть, как работает касса. Некоторые даже по нескольку раз оплачивали проезд, лишь бы еще раз "выкрутить" билетик.

Результаты эксперимента превзошли все ожидания: в первый же месяц план по оплате проезда на 8-м маршруте был выполнен на 108 процентов.

Показатели продолжали расти.

Спустя несколько лет весь муниципальный транспорт перевели на самообслуживание. Из четырех тысяч кондукторов кто-то перешел в контролеры, многие ушли на другую работу.

Однако спустя 40 лет кондукторы в общественном транспорте появились вновь. Казалось, что это единственная возможность сделать городской транспорт прибыльным, обуздав безбилетников. Статистика же утверждает обратное _ доходы муниципального транспорта продолжают снижаться.

Сегодня на городском транспорте работают 7 тысяч кондукторов _ в 2,5 раза больше, чем 40 лет назад. Но эта небольшая армия, как признают в комитете по транспорту администрации Петербурга, не может собрать всю плату за проезд. Прежде всего потому, что 25 процентов горожан попросту не могут его оплатить. Обеспеченные петербуржцы нередко предпочитают муниципальному транспорту коммерческие "маршрутки". К слову, в нашем городе транспорт был по-настоящему прибыльным только в 1920 _ 1930-е годы, когда право на бесплатный проезд имели лишь милиционеры и пожарные. Остальные пассажиры платили по полной стоимости.

Радикальные меры, например отмена льгот, _ проблему не решат, а наоборот, усугубят. Как ни банально, городской транспорт сможет выйти из кризиса только вместе со всеми. Когда это будет _ предсказать, наверное, не возьмется никто. Но тогда, кондукторы исчезнут навсегда. А для оплаты проезда придумают что-нибудь совершенно новое.

Никита ФЕДОРОВПавел ВЕТОШФото Александра ДРОЗДОВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]