[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 250(1895), 2 декабря 1998
|
Премьера
Парад планет Сегодня имя балетмейстера Алексея Ратманского появилось на афише Мариинского театра впервые, однако его ранние работы уже знакомы петербуржцам по гастролям в нашем городе Большого театра России. "Прелести маньеризма" и, в особенности, "Сны о Японии" _ стали тогда едва ли не самыми привлекательными в гастрольной афише столичной труппы. Нынче А.
Ратманский представляет зрителям три новых сочинения, поставленные специально для нашей труппы: балет И. Стравинского "Поцелуй феи", "Поэму экстаза" на музыку А. Скрябина и "Средний дуэт" на музыку петербургского композитора Ю. Ханона.
Послужной список молодого балетмейстера довольно значителен: помимо работ на сцене Большого театра, он ставил спектакли в Киеве и Виннипеге (Канада). Но Ратманский продолжает и танцевать, он _ солист Датского королевского балета.
Приглашение балетмейстера в Мариинский театр _ не случайность, а часть продуманной репертуарной политики, проводимой художественным руководителем-директором театра Валерием Гергиевым и директором балета Махаром Вазиевым: сохранение русского классического наследия и освоение хореографических вершин XX столетия должны творчески сосуществовать с сочинениями молодых балетмейстеров.
Отличительной чертой творчества Ратманского является умение тонко использовать особенности и стилистику различных хореографических жанров _ от чистой классики до пластических форм современного танца. Хореограф словно приглашает зрителей услышать великолепную музыку, настроиться на ее лад и пойти вслед за ней, за рождающимися из ее звуков и интонаций пластическими впечатлениями. Умение воплотить в танце свежий и нетрадиционный отклик на музыку _ вот что, думается, в первую очередь отличает искусство А. Ратманского, всегда оставляющего впечатление импровизационности и внутренней раскрепощенности.
В балете "Поцелуй феи", в основе которого _ сказка Андерсена "Снежная королева", хореограф добился от исполнителей редкого, увы, для современного балетного представления лиризма. Партию Феи замечательно исполнили У. Лопаткина и И. Ниорадзе, их партнерами стали яркие танцовщики В. Самодуров и В. Баранов, создавшие образ наделенного недюжинным талантом Юноши, который погубил свой дар в "холодных фантазиях" из льда, снега и инея.
В "Поэме экстаза" балетмейстер обнаруживает пристрастие к рисунку ясному и открытому _ разомкнутые круги, диагонали, цепочки, вереницы... Дуэты солистов, их крохотные "ариозо" и "арии" сменяют друг друга в стремительном темпе _ ритмы века XX, бурные, непредсказуемые, опаленные страстью, врываются в виртуозный мир классического танца, нарушая и преображая его. И здесь труппа Мариинского театра предстает во всем его звездном блеске _ С. Захарова, С. Гумерова, У. Лопаткина, М. Думченко, И. Ниорадзе... Поистине "парад планет", которых нечасто можно увидеть всех вместе в одном спектакле.
Современный этюд "Средний дуэт" _ труднейшее испытание для танцовщиков. Хореограф решил его как своеобразную школу "веротерпимости" в балетном искусстве: классика и современность, былое и настоящее сливаются воедино, создавая произведение, устремленное в будущее столетие.
Благородством формы, сильным темпераментом отличаются здесь работы Ж.
Аюповой и И.ЪБаймурадова, совсем юной Д. Павленко и В. Самодурова. Зрительный зал буквально замирает, следя за этим танцем двоих, окрашенным тревогой, страстью и неподдельной жаждой жизни.
Со сложнейшей задачей прочтения партитур И. Стравинского и А.
Скрябина отлично справился оркестр театра под руководством итальянского дирижера Джанандреа Нозеды.
Игорь СТУПНИКОВ На снимке: сцена из балета "Поцелуй феи".
Фото Натальи РАЗИНОЙ