[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 244(1890), 24 ноября 1998
|
Дерево добра и справедливости
Семьдесят лет назад в Михайловском саду художник-самоучка А. Соловьев превратил засохший дуб петровской эпохи в оригинальный памятник.
И сегодня на одной из аллей Михайловского сада неподалеку от павильона Росси можно увидеть эту скульптуру.
Ее автор родился в Смоленской области и с детских лет увлекался резьбой по дереву. На способного юношу обратил внимание его земляк _ известный скульптор С. Коненков. Он посоветовал пареньку учиться.
Соловьева приняли на скульптурный факультет ВХУТЕМАСа. В Ленинград он приехал на практику и по крайней мере дважды привлек к себе внимание горожан. Зимой на Марсовом поле из снега он вылепил трехметровую скульптуру Карла Маркса и фигуру крестьянина. (В свое время в Москве у Никитских ворот он слепил группу на тему "Кто может выбирать в Совет").
Снег _ материал неблагодарный, скульптуры народного умельца растаяли без следа. А вот дерево память хранит.
Теперь уже никто не скажет, почему внимание Соловьева привлек старый дуб в Михайловском саду. Есть сведения, что превратить его в скульптуру художнику разрешил С. Киров. Вокруг ствола Соловьев воздвиг высокий помост и в течение всего лета при самом заинтересованном внимании публики работал молотком и стамеской. Устав отвечать на вопросы зрителей, автор на стволе соседнего дуба прикрепил лист бумаги, на котором объяснил идею композиции. По замыслу Соловьева, его скульптура должна была запечатлеть три этапа жизни русского народа: крепостное право, борьбу с угнетателями и, в конечном итоге, торжество добра и справедливости.
Композицию художник завершил. А затем оставил учебу и уехал в Подмосковье, где большую часть своей жизни работал в лесничестве. В музеях и школах Московской области хранились произведения Соловьева, переданные в дар автором.
Нам он оставил дерево, превращенное в скульптуру.
Людмила ЛЕУССКАЯ Фото Александра ДРОЗДОВА