[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 238(1884), 14 ноября 1998
|
Секунда истории
Неугомонный Кшесинский Оно попалось мне на глаза случайно _ обычное "жалобное" письмо на страницах одного из октябрьских номеров "Красной газеты" за 1936 год.
Про затянувшийся ремонт дома # 18 по улице Рылеева, который с плохим качеством ведет 7-я контора Ленжиларендсоюза, про неудобства, связанные с временным подселением в квартиру посторонней семьи... Я б и не задержалась на нем, если бы не подпись _ "персональный пенсионер заслуженный артист республики И. Кшесинский".
Фамилия _ знакомая многим из вас, впрочем, в связи с другим именем: ведь о балерине Матильде Кшесинской сегодня пишут едва ли реже, чем когда она танцевала на сцене Мариинского театра.
Уже стало и забываться, что была на свете большая балетная семья Кшесинских. На сцене Мариинки выступали отец Матильды _ Феликс, мать _ Юлия, старшая сестра, тоже Юлия.
И брат Иосиф. Не уехавший вслед за сестрами из России, так и продолжавший без устали работать на отечественной сцене.
В нынешнем году Иосифу Феликсовичу Кшесинскому, артисту балета, балетмейстеру и педагогу, исполнилось бы 130 лет. В свое время он очень любил отмечать юбилеи _ по случаю первого выступления, начала службы в театре или педагогической деятельности...
А вышел он впервые на сцену Мариинского театра 12-летним учеником Театрального училища, в 1880 году. Давали "Конька-Горбунка", и юный Иосиф танцевал "краковскую мазурку". Публика была в восторге. Прежде ей еще не доводилось видеть в спектаклях "детские номера", да и умилительно было смотреть, как пляшет мазурку сын "первого в России мазуриста", каковым считался сам Феликс Кшесинский.
Официальный же дебют на мариинской сцене состоялся в декабре 1886 года в балете "Эсмеральда". Как потом вспоминал сам Иосиф Феликсович, своим партнером в этом спектакле его выбрала сама итальянская прима Вирджиния Цукки.
А далее начинаются восхождение и слава. Кшесинский танцует много и разнообразно, хотя, как и у отца, коронными его номерами становятся характерные танцы. И как отец, он получает звание заслуженного артиста Императорских театров...
Все шло хорошо до осени 1905 года _ пока революционный ветер не повеял и над сценой Мариинского театра.
Да, представьте себе, балетная труппа вдруг стала собираться на собрания и требовать от администрации оклада в 76 рублей, вместо 50, и казенной танцевальной одежды. Заводилами и агитаторами оказались Михаил Фокин, Анна Павлова, Тамара Карсавина (имена, давно ставшие всемирно известными!) и Иосиф Кшесинский.
Революционную вспышку в труппе разными мерами удалось погасить, но Кшесинский, как самый активный и горячий, был из театра уволен и лишен своего почетного звания. (Надо заметить, за брата, с помощью великих князей _ своих поклонников, вступилась Матильда, пережидавшая события 1905 года за границей. Не помогло. По поводу одного из тех ходатаев директор Императорских театров В. А. Теляковский записал в своем дневнике: "может быть, он сам стоит за революцию, но тогда же нельзя оставаться великим князем...") "Таким образом, мне пришлось расстаться с родной балетной сценой на целые десять лет, по истечении которых в 1915 году я по приглашению того же Теляковского вновь поступил в ленинградский балет". (Оговорка насчет ленинградского балета забавная, но надо учитывать, что эта его статья опубликована в журнале "Жизнь искусства" в 1925 году.) ...Пришла новая революция. Она испугала многих "балетных", но не Кшесинского _ недаром говорили о нем, что "у него революционность наследственная, перешедшая от отца именно к нему, минуя сестер": отец будто бы участвовал в польском восстании 1863 года...
Мариинский театр сменил имя на Академический, и Иосиф Феликсович танцует в спектаклях теперь уже "Актеатра", преподает в Театральном училище. И опять получает почетное звание _ заслуженного артиста РСФСР.
И _ опять проявляет свой революционный дух.
В 1928 году в журнале "Рабочий и театр" появляется его статья "Против произвола в балете". Кшесинский возмущен тем, что административное и художественное руководство балетной труппой сосредоточено в одних руках. В знак протеста он подает заявление об отставке.
4 апреля 1928 года состоялся прощальный спектакль Иосифа Кшесинского _ балет "Дочь фараона" (этот же балет выбрал когда-то для прощания с публикой и его отец).
Он ушел со сцены в шестьдесят лет _ почти все эти годы были отданы Мариинскому театру.
Но сил еще хватало _ чтобы не жить на покое.
В том же 1928 году И. Кшесинский создал гастрольный балетный ансамбль из молодежи. И это его питомцы, между прочим, _ Ф. Балабина, Р.ЪГербек, В. Чабукиани, К.ЪСергеев, многие другие звезды отечественного балета...
Только война смогла помешать ему работать. Иосиф Феликсович остался в осажденном Ленинграде и умер в своей квартире на улице Рылеева в августе 1942 года...
Наталия ГРЕЧУК Фотография из Государственного архива кинофотофонодокументов