[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 231(1877), 3 ноября 1998
SPb Ved gerb

"Академик Федоров": из Арктики в Антарктиду
Гордость российской науки научно-экспедиционное судно "Академик Федоров" на "пятерку" выполнило в Арктике поставленные задачи и в минувшую субботу возвратилось в Петербург. Рейс продолжался 35 суток, руководил экспедицией директор Арктического и Антарктического НИИ доктор географических наук Иван Фролов.

Год назад российским правительством была принята федеральная целевая программа "Мировой океан". Один из ее пунктов гласит: "Комплексные океанографические исследования, изучение климата, прогнозирование погоды в Баренцевом и Карском морях в целях экономического развития страны". Для этого была сформирована экспедиция, в которую вошли 69 человек из 12 ведущих научных организаций Москвы, Петербурга, Мурманска, Нижнего Новгорода. Она должна была отправиться на "Академике Федорове" в минувшем августе. Но корабль, не имеющий равных в мире среди научных судов по проходимости в тяжелых льдах, из-за отсутствия финансирования застрял на берегу Балтийского моря в Санкт-Петербургском порту. Возможно, экспедиция так и не состоялась бы, если бы не обязательство перед американцами.

По заказу министерства обороны США российские ученые изготовили уникальную систему дистанционного наблюдения за температурой воды в Арктике, которая получила название АТОК (акустическая термометрия океанского климата). За эту работу американцы заплатили 500 тысяч долларов. Экспедиция в соответствии с соглашением попутно должна была установить акустический излучатель, весящий около 5 тонн, в толще воды в северной части пролива Франц-Виктория.

Экспедиция двинулась в путь в конце сентября, когда, по словам представителя Министерства науки и технологии России Бориса Имерекова, "умные люди возвращаются". В октябре в Арктике световой день составляет около 4 часов. Район исследований _ континентальный склон и глубоководные желоба между архипелагами Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Северная земля _ покрывается льдами толщиной до 3,5 метра, штормовой ветер достигает 25 метров в секунду, а температура воздуха _ 15 _ 20о.

Но, как говорится, худа без добра не бывает: "Академик Федоров", который вел капитан Валерий Викторов, лишний раз подтвердил, что ему не страшны тяжелые льды.

Многолетние наблюдения в Арктическом бассейне показывают, что температура атлантических вод постепенно повышается. Является ли это сигналом глобального потепления? Первыми ответ на этот вопрос решили получить американцы. Для этого создавался АТОК _ грандиозное сооружение в виде металлического барабана диаметром 4 метра и высотой 1,5 метра, которое будет работать не менее одного года и затем навечно останется в водах Арктики.

Четверо суток в тяжелых арктических льдах за 82о северной широты устанавливали АТОК на глубине 60 метров от поверхности воды. Комплекс удерживается 380-метровым стальным оцинкованным тросом, соединенным с 4-тонным якорем. Установка будет определять температуру вод Арктики на двух протяженных разрезах: до моря Линкольна (1200 км) и до моря Бофорта (2700 км), где расположены американские приемные антенны.

Уже для собственных исследований участники экспедиции впервые установили в Арктике две автономные станции, так называемые седиментационные ловушки (самописцы) для круглогодичных наблюдений за природой Ледовитого океана. Выполнено 46 зондирований. Взяты для анализов пробы грунта, снега, льда и подледной воды. На всем пути следования "Академика Федорова" велся непрерывный замер атмосферы и поверхностных вод в автоматическом режиме с записью на персональный компьютер. Как сообщил научный руководитель экспедиции академик РАН Александр Лисицын, экологическое положение по трассе движения судна нормальное за исключением Баренцева моря у берегов Норвегии, где были обнаружены значительные нефтяные загрязнения.

Из Петербурга после планового ремонта "Академик Федоров" отправится в 6-месячное путешествие в Антарктиду. На станции Мирный, Новолазаревская, Молодежная, Прогресс судно доставит продукты, топливо, научное оборудование.

Бесик ПИПИЯ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]