[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 231(1877), 3 ноября 1998
SPb Ved gerb

Время вышло
Российское правительство утвердило в минувшую субботу перечень мер по стабилизации социально-экономического положения в стране. Эта программа ложится очередным томом на вершину горы, составленной из множества других томов, которые из года в год сочинялись российскими правительствами в качестве программ развития экономики, общества и государства. С вершины этой горы уже должны быть видны сияющие дали, однако груды прожектов, намерений и обещаний расползаются под ногами, и все мы снова и снова оказываемся в самом низу, кляня ошибочные и неосуществленные планы.

Ныне кабинетом Евгения Примакова предпринята очередная попытка выбраться из пропасти, и этот путь описан в соответствующем документе.

Конечно, редкий читатель этого текста, опубликованного газетой "Коммерсантъ", сможет осилить хотя бы его половину. Впрочем, мало кто из широкой публики дочитывал до середины и все предыдущие стратегические, средне- и краткосрочные планы, основные направления и послания. Каждый раз телевидение и пресса отрешенно или восторженно комментировали их, доказывая, что высокопоставленные лица, сочинившие сие, не зря едят свой хлеб. Но нынешний труд, как уже отмечала наша газета, вызывает у многих комментаторов странную истерию.

То, что говорится многими из них об антикризисной программе, _ это зачастую либо домыслы, либо безграмотность, либо откровенное передергивание. Заявляют, например, что суть программы _ подавление рынка государством. Как будто где-то и когда-то рынок не регулировался, а тем более в период кризиса. Прогнозируют непременную гиперинфляцию. Пугают национализацией почти в таком же масштабе, в каком 80 лет назад рисовали западному обывателю обстановку в России: издан, мол, декрет о национализации не только банков, заводов, но и всех женщин поголовно.

Уверенно предрекают: Международный валютный фонд не даст денег под такую программу, да и Госдуме она не понравится.

Что же такого особенного в разработанных кабинетом мерах? Усиление роли государства в экономической и социальной жизни. Предполагается, например, поддержка с помощью временных льгот, дотаций, целевого финансирования предприятий, обеспечивающих население продовольствием и лекарствами. Предусматривается погашение задолженностей по зарплате, пенсиям, довольствиям наряду с регулированием себестоимости цен и тарифов на продукцию монополий.

Специальные разделы программы посвящены стабилизации денежной системы и курса рубля, укреплению банковской системы, совершенствованию бюджетного процесса. Здесь также отчетливо проявляется стремление взять под контроль деятельность финансовых и кредитных организаций, ограничить отток валюты за границу, пополнить государственную казну за счет различных источников, которые пока обогащают узкий круг частных лиц.

В той части программы, которая касается реального сектора экономики, значительное место уделено совершенствованию налоговой системы, что должно дать стимулы и возможности предприятиям для развития и увеличения выпуска продукции. Предусмотрены также меры по поэтапной расшивке неплатежей на разных уровнях, реструктуризации пеней и штрафов с их сокращением в семь раз.

В основе производственной политики заложены идеи о первоочередном развитии некапиталоемких отраслей, обеспечивающих быструю отдачу средств, а также о повышении уровня машиностроения, что поможет технической реконструкции экономики в основном на базе отечественного оборудования. Предполагается также создание крупных корпораций с государственным участием, в состав которых войдут так называемые проблемные предприятия. В то же время подтверждается курс на всемерное развитие малого и среднего бизнеса.

Еще один важный раздел посвящен приватизации, эффективность которой низка и которая осуществляется, как сказано в документе, "достаточно часто в интересах отдельных лиц или группы лиц". В связи с этим предложены меры, которые должны повысить эффективность управления собственностью различных форм, усилить контроль за ее использованием.

По сути дела, речь идет, во-первых, о чрезвычайных мерах, которые должны предотвратить развал экономики страны и обнищание основной массы населения. Во-вторых, о создании условий для развития цивилизованных рыночных отношений. В-третьих, о возрождении отечественной промышленности, укреплении всей сферы материального производства. Понятно, что достижение этих целей связано с решением самых различных и многообразных задач, и одна из них выделена в самостоятельный раздел, название которого говорит о многом: "Укрепление российской государственности и единой системы исполнительной власти как ресурса повышения эффективности экономики".

Кабинет Евгения Примакова не скрывает, что именно повышение роли государства является сегодня главным условием выхода из кризиса и дальнейшего развития страны, да и сам премьер-министр уже не раз убежденно заявлял об этом. Но вопрос заключается как раз в том, сколь велика должна быть эта роль сегодня в российских условиях. На сей счет существует ныне великое множество мнений во властных структурах, в обществе, у международных организаций, и нет такого инструмента, с помощью которого можно было бы провести какие-то измерения и дать точный ответ. Это объективное обстоятельство открывает широкий простор для критики правительственной программы как слева, так и справа, а равно для всевозможных прогнозов, домыслов и даже инсинуаций.

Поэтому первая опасность, которая угрожает России, _ неминуемый вал дискуссий и просто болтовни вокруг предлагаемых кабинетом Примакова мер и промедление в момент, когда надо действовать решительно и жестко. Вторая опасность _ половинчатость и непоследовательность в реализации намеченного, из-за чего погибали все предыдущие планы, реформы и стратегии. И третья опасность _ догматизм и абсолютная вера в собственную непогрешимость высших чиновников и их оппонентов, что тоже не раз ввергало нашу страну в катастрофу.

Можно со всей определенностью сказать еще одно: никаких других планов, кроме сформулированного правительством Примакова, в стране не существует. Это факт, которым нельзя пренебрегать и которым сегодня, увы, приходится руководствоваться в первую очередь. Времени на споры и поиски лучшего пути нет, оно все вышло.

Ян СТРУГАЧ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]