[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 231(1877), 3 ноября 1998
SPb Ved gerb

Переключая каналы
"Каким ты был, таким остался..."

Последняя неделя октября была предпраздничной. В канун 7 ноября, Дня согласия и примирения, общественность проводила что-то вроде репетиции. Одни отмечали 100-летие МХАТ, другие _ 80-летие комсомола. Однако телезрители, если судить по отзывам наших читателей, не слишком увлеклись этими юбилеями. По рейтингу экономика явно опережает как политику, так и искусство. "Осень _ пора квасить", _ как афористично выразился однажды наш президент. Народ понял лидера двояко и разделился на две основные группы: одни просто квасят (что мы наблюдали на юбилее МХТ), другие _ капусту. Нам в редакцию и на ТВ первые не звонят, видно, некогда, а вот вторые интересуются главным образом вещами более насущными. Однако телевидение всю неделю напролет вело речь о комсомоле. Причем одним доставалось за "не расстанусь с комсомолом", а другим _ за то, что предали забвению свою "тревожную молодость".

Как и полагается в дни юбилеев, в программе возникли фильмы, отражающие эпоху. Но пока одни шумели вокруг "ЧП районного масштаба", другие не без умиления смотрели "Друг мой, Колька!", "Добровольцы", "Жестокость" и "Четвертая высота". Кстати, подоспел и еще один праздник _ юбилей Госфильмофонда. Старые ленты, привезенные из "Белых столбов", тоже навеяли воспоминания. О временах, когда кино было и когда его почти не было, когда оно говорило правду и когда лакировало действительность. На этом вечере, однако, не было конфронтации. Кино как документ эпохи примиряло правых и левых, объединяло в ностальгическом порыве актеров и зрителей. Бурными аплодисментами аудитория встретила кадры из фильмов, ставших как бы олицетворением кино сталинских времен, _ "Свинарка и пастух", "Кубанские казаки". А потом на сцену вышел человек, дебютировавший как актер в этом кино, _ Юрий Любимов.

Главный возмутитель театрального спокойствия СССР (недаром Суслов, награждая его орденом Трудового красного знамени, сказал, съязвил, что была мысль дать орден Боевого красного знамени) на сей раз, в день юбилея нашего главного кинохранилища, не стал сражаться с собственной тенью. Не то чтобы он утратил боевой задор, просто создатель Театра на Таганке умеет находить противников сегодня и сейчас, не оглядываясь назад. Не стыдясь прошлого, но и не слишком охотно вспоминая о том, например, что начинал артистическую карьеру в Ансамбле песни и пляски НКВД.

Повезло Юрию Петровичу, что не было рядом какого-нибудь журналиста типа Караулова. Он, кстати, на этой "комсомольской" неделе как раз пытал композитора Владимира Шаинского в программе "Русский век"

("НТВ"). Допрашивал с пристрастием: почему, мол, вы такой оптимист?

Как могли в эпоху тоталитаризма про Чебурашку и крокодила Гену бодрые песни сочинять?! По логике Караулова, не только Шаинский, но и все прочие (в том числе родной тесть журналиста _ драматург Михаил Шатров) должны были воскликнуть подобно Каштанке: "Нет, так жить невозможно!

Нужно застрелиться!" Композитор, однако, ни прежде, ни теперь, в свои неполные 75 лет, стреляться не намерен, он полон жизни, купается в проруби, пишет задорные песни и смотрит на мир веселыми глазами, в коих пляшут ехидные чертики. Потому и любит стар и млад его "Голубой вагон", что от души, а не по социальному заказу написано.

Если уж выбирать среди программ, посвященных комсомольской юности страны, то лучшей из них была передача из цикла "Помню, люблю..."

("ОРТ"). Владимир Молчанов посвятил ее еще одному советскому оптимисту _ Борису Мокроусову. В ней не было громких слов и излишнего пафоса, но была нескладная судьба композитора и прекрасные песни, в которых невольно отразились настроения, надежды и разочарования послевоенного поколения. Здесь не нужно ничего выдумывать и притягивать за уши: есть песни, которые продолжают жить, и человек, сломавшийся под бременем славы и Сталинских премий.

Песни в стиле ретро и мода на кино прошлых лет вдруг широко разлились на телеэкранах. Даже воскресные "Куклы" ("НТВ") были сделаны как ремейк "Кубанских казаков". А на этой неделе мы увидим и "Трактористов", и "Трактористов-2" _ "11-й канал" решил в один день угодить и поклонникам, и критикам еще одного культового советского фильма. Видимо, чтобы не спрашивали: "С кем вы, мастера эфира?". Ибо в эти октябрьские дни этот вопрос звучит как-то уж слишком назойливо. Пока в телестудии шли споры вокруг фильма "ЧП районного масштаба", живые прототипы книги и картины сидели в различных президиумах, не опускаясь до дешевых разборок и малоприятных мемуаров. И были по-своему правы.

Если от каждого действующего лица современности требовать ответа на вопросы "Кто ваши родители? Чем вы занимались до ..." , то и действовать, и спрашивать будет некому.

Елена АЛЕКСЕЕВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]