[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 202(1875), 30 октября 1998
|
Точка зрения
Федерация равных республик России необходимо не просто укрупнение регионов, а продуманная конституционная реформа государственного устройства Мало кто сомневается сегодня в том, что федеративное устройство России нуждается в радикальной реформе. Наш общий дом _ Российская Федерация _ построен, к сожалению, с серьезными дефектами несущих конструкций. И дефекты эти год от года не только не устраняются, а, наоборот, растут, грозя обвалом. 89 неравноправных, асимметричных, трудноуправляемых и строптивых субъектов в любой момент могут взорвать государственное единство страны. И не случайно новый премьер-министр России Е. М. Примаков открыто признал реальной и опасной угрозу целостности Федерации, отвел устранению этой угрозы одно из приоритетных направлений деятельности правительства.
Ряд ученых и политиков давно уже предлагают возродить в России губернское деление, другие _ разделить страну на земли. Думается, первый вариант давно ушел в прошлое, а второй начисто исключает наши национально-политические реалии.
Сам премьер высказался за укрупнение субъектов Федерации. И именно в этом ключе уже в устах его первого заместителя В. А. Густова прозвучала идея объединения Петербурга и Ленинградской области, которую поддержал и президент Б. Н. Ельцин.
Судя по многочисленным высказываниям на эту тему, власти нашего города и области в принципе "созрели" до объединения двух субъектов.
По крайней мере, практически никто из известных региональных и московских политиков не встречает эту инициативу в штыки. Более того, некоторые из них призывают объединяться форсированно, чуть ли не немедленно. И вот это-то уже всерьез настораживает, ибо за подобными лозунгами начинают явно просматриваться чьи-то сиюминутные и конъюнктурные политические интересы.
Упрощенный подход к объединению субъектов, любые кавалеристские атаки в таком деле создадут еще больше острых проблем и усложнят их решение в будущем. Не грех бы вспомнить непреложную истину: реформы наскоком всегда выходят боком.
Вот потому-то, думается, самое время попытаться рассмотреть данную проблему шире, перенести ее в общероссийскую плоскость.
Итак, речь о создании на Северо-Западе России укрупненного субъекта Федерации. Но почему, говоря о Петербурге и Ленинградской области, мы забываем других наших соседей: Псковскую, Новгородскую, Вологодскую области, Карелию?.. Многие политические, социальные, экономические проблемы этого пространства объективно слиты воедино на протяжении долгих десятилетий. И отказываясь от сегодняшнего, заведомо асимметричного устройства Федерации, целесообразно брать за основу традиционно сложившиеся в отдельных регионах территориальные промышленно-финансовые комплексы. Видимо, как раз этим и руководствовался Е. М. Примаков, приглашая к участию в работе президиума правительства руководителей нескольких межрегиональных ассоциаций.
Эти-то ассоциации, думается, и призваны в перспективе стать ядрами нового территориально-государственного устройства России. Но в каком конкретно статусе _ губерний, земель? Нет _ республик. Чтобы перейти к таким однопорядковым субъектам, необходимо ныне существующим республикам, краям и областям предоставить право объединяться в новые республики с таким расчетом, чтобы они составляли единый территориальный промышленно-финансовый комплекс.
На переходный период в таких республиках на паритетных началах из глав представительных и исполнительных органов государственной власти объединившихся субъектов необходимо создавать властные координирующие органы, которые были бы наделены правом принимать обязательные к исполнению решения. На случай возможных коллизий президент России своим арбитражем будет призван обеспечить нормальное функционирование таких координирующих органов. А завершение переходного периода логично приурочить к окончанию сроков полномочий выборных органов госвласти объединившихся субъектов.
На следующем этапе в новых крупных республиках упраздняется прежнее республиканское, краевое, областное и автономное деление. Взамен прежних органов госвласти учреждаются и выбираются новые, общие. По предварительным расчетам в России может появиться 12 _ 15 новых республик _ не более. И, повторяю, главный образующий принцип при этом _ единство территориально-промышленного комплекса. В этой связи полезно вспомнить и прежние совнархозы, строившиеся на такой базе и, несомненно, содержавшие в себе рациональное звено.
Такая реформа предоставляется целесообразной с политической и экономической точек зрения. При этом все граждане, независимо от национальной принадлежности, уравнялись бы в правах, получили бы возможность развивать свои национально-культурные автономии. Новый импульс получила бы экономическая интеграция, объединение материальных и финансовых ресурсов, использовать которые можно было бы более рационально.
Нельзя не учитывать при этом и существенное сокращение количества президентов, глав правительств, министров, губернаторов, представителей президента страны, депутатов, аппаратных чиновников, что позволит сэкономить триллионы рублей.
Между тем сегодня особую остроту приобрела проблема продекламированного многими нынешними республиками суверенитета и права свободного выхода из состава Федерации. По всем канонам теории конституционного права и международной практики настоящая, реальная федерация никак не может состоять из суверенных субъектов. Это уже конфедерация, не единое государство, а союз государств, образованный для достижения определенных целей. Если федерация имеет суверенитет, то ее субъекты оного лишены, и наоборот.
Но почему же нынешние российские республики упорно не желают отказаться от суверенитета, который милостиво был им дарован в размерах "сколько можете проглотить"? Вряд ли дело тут в удовлетворении национально-государственного честолюбия и чьих-то бессмысленных политических амбиций. Скорее всего, речь идет все-таки о вполне осознаваемой региональными элитами далеко идущей политической перспективы. И в такой трактовке закрепленный в конституциях республиканский суверенитет _ это мина замедленного действия под Российскую Федерацию. Оружие, которое в период обострения кризисной ситуации может сработать. И если дело дойдет до практической суверенизации, Россию неминуемо ждет участь СССР.
В целях предотвращения распада единой России президенту, как гаранту целостности государства, следует обратиться к парламентам республик с рекомендацией исключить из их конституций положения о суверенитете и праве выхода из состава Федерации. Прецедент, кстати, уже есть: по собственной принципиальной и смелой инициативе именно так поступила Калмыкия.
При подобной постановке вопроса отказавшиеся следовать рекомендациям президента руководители республик волей-неволей раскроют свои истинные намерения. И главе государства при этом надлежит внести в Конституционный суд запрос о соответствии вышеназванных положений Основному Закону России. Кроме того, действия против целостности и единства Российской Федерации целесообразно считать тяжким государственным преступлением, включив данную норму в УК. Не было и нет ведь в мире такого государства, которое не беспокоилось бы о своем существовании. И вполне логично, что ни одна федерация не предоставляет своим субъектам право выхода из своего состава.
Очевидно, что претерпевший изменения раздел Конституции о федеративном устройстве должен поглотить Федеративный договор от 31 марта 1992 года, который подписывался в период пика политических страстей и эйфории региональных амбиций. Договор этот явно не безупречен и политически, и юридически. Частично его несовершенство нивелируется Конституцией, в которой разграничение предметов ведения и полномочий между центром и субъектами Федерации проведено по-иному. И тем более в этой связи не соответствующий тексту Основного Закона Федеративный Договор выглядит чужеродным приложением.
Не забудем, что в 1993 году Федеративный Договор не выносился на референдум, а потому вряд ли стоило публиковать текст Конституции, именуемый официальным, с приложением этого Договора.
И последнее необходимое условие разумного реформирования федеративного устройства России. Все образованные новые республики необходимо уравнять в правах в полном объеме, создать механизм разумного сочетания, баланса федеральных и республиканских интересов. Сейчас сделать это никак невозможно. 89 субъектов Федерации по форме и по своему статусу неравноправны. Асимметричное федеративное устройство страны исключает равноправие начисто. И наращивание неравноправия путем заключения двухсторонних договоров между центром и субъектами Федерации рано или поздно взорвет Россию.
Безусловно, надо быть реалистами и не рассчитывать на быстроту и легкость проведения радикальной федеративной реформы. На начальном ее этапе не исключено усиление национальной напряженности, сопротивление региональных элит.
Предлагаемый вариант федеративной реформы целесообразно было бы технически оформить в один пакет конституционных поправок, которые вынести затем на референдум. Поддержка россиян, свободно, осознанно и взвешенно выразивших свою политическую волю, поможет Федеральному Собранию доработать Основной Закон страны в соответствии с нынешними реалиями.
Александр ЗИНОВЬЕВ,доктор юридических наук,профес-