[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 202(1875), 30 октября 1998
SPb Ved gerb

Когда пришел газ
Одним из "подарков" Ленинграду, перенесшему тяжелейшую блокаду, было решение правительства о газификации города. В начале ноября 1948 года было подписано распоряжение о создании предприятия "Лентрансгаз".

С этого времени начинается отсчет новой эпохи. Город, где зимой цена угля и дров была немногим ниже, чем цена продовольствия, получил совершенно новое топливо. Резко увеличилась выработка электроэнергии _ электростанции получили газ в числе первых. Дешевые электроэнергия и тепло дали мощный толчок развитию промышленности. К тому же железнодорожный транспорт, прежде загруженный перевозкой угля, смог перейти на обслуживание новых предприятий.

Газ пришел и в квартиры. На деньги, которые раньше шли на закупку дров, ленинградцы могли покупать предметы нехитрой послевоенной "роскоши".

"Лентрансгаз" стал предприятием, которое, по сути, создало современный Ленинград _ Петербург. Но лентрансгазовцы свои заслуги никогда не выпячивали. В благополучные 60 _ 80-е годы об этом предприятии знали в основном те, кто был связан с энергетикой. То, что в любой момент можно было включить на кухне плиту, что в домах было тепло, а дешевую электроэнергию никто и не думал экономить, _ все это было естественно и привычно.

Роль "Лентрансгаза" стала ясна в начале 90-х. Тогда мы впервые вспомнили, что газ не бесплатный, что его добывают очень далеко, в приполярных районах. Узнали и о том, что в глазах европейцев газовый потенциал России имеет куда большее значение, чем военный и даже политический. Все приглашения в "клубы кредиторов", и прочие международные организации так или иначе связаны с тем, что Европа точно так же зависит от поставок российского газа, как и Петербург.

Слава всегда имеет оборотную сторону. Малограмотные "рыночники"

заклеймили "Лентрансгаз" как местную монополию. В городской бюджет попросту не закладывали денег на оплату потребляемого газа. Московские приватизаторы и налоговые начальники требовали раздробления "Газпрома", изъятия всех "газовых" денег в бюджет и так далее. Только разразившиеся в ряде регионах энергетические кризисы показали наконец, что псевдорыночные эксперименты с жизнеобеспечивающими предприятиями к добру не приводят.

Сегодня у руководства города с "Лентрансгазом" цивилизованные партнерские отношения. Город в счет старого долга готов передать предприятию бесхозные территории. Газовики намерены их благоустроить и использовать в интересах всего города. Но главными остаются все же производственные дела. Завершается газификация Курортного района, причем технологии здесь современнее, чем в самом городе. Сделан первый шаг по модернизации всей структуры энерго- и теплоснабжения. Миниатюрные теплоэлектростанции, работающие на газе, будут обеспечивать теплом и энергией городские микрорайоны, предприятия. Их энергия дешевле той, что дают сегодня громадные ТЭЦ, к тому же ненужными станут тысячи километров внутригородских сетей. Первая такая станция запущена на днях.

"Лентрансгаз" отмечает 50-летний юбилей без излишней помпы _ не то время. Но все же будут гости из многих европейских стран _ партнеры питерских газовиков, коллеги из регионов, руководство "Газпрома". Конечно же, будут ветераны, те, кто строил первую газовую магистраль Кохтла-Ярве _ Ленинград. Наверняка не только гости, но и жители Петербурга, Ленинградской области, соседних областей вспомнят в день юбилея, 3 ноября, что современный Петербург начался с того дня, когда в город пришел газ.

Владимир НОВИКОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]