[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 200(1873), 28 октября 1998
SPb Ved gerb

Молчание _ серебро, разговор _ золото
Почему остаются невостребованными принципы, заложенные в повременную оплату телефонных услуг В многоголосой симфонии нынешней политической и экономической жизни недавно зазвучали нотки старой темы: вновь пошли слухи о введении повременной оплаты телефонных разговоров. Слухи туманные, робкие, однако помня о прежних яростных дискуссиях в связи с предлагаемым новшеством, мы решили упредить эти споры и снова выяснить, что же это за штука такая _ телефонная повременка. А одновременно уточнить _ есть ли смысл бороться из-за нее с кем-то и за что-то. Для беседы обо всем этом мы встретились в редакции с генеральным директором АО "Петербургские телефонные сети" Валерием Николаевичем ЯШИНЫМ.

_ Насколько я понимаю, Валерий Николаевич, нынешние слухи о повременке усилились из-за общего ухудшения экономической ситуации. Рубль подешевел, и тех денег, что горожане платят за пользование телефоном, вам стало не хватать. И вы решили вновь возбудить вопрос о повременной оплате, не так ли?

_ В принципе, так оно есть, но когда мы говорим о повременке, то имеем в виду тарифную политику в целом. Даже в относительно спокойное время инфляция "съедала" почти по проценту в месяц, нынешний кризис увеличил курсовое соотношение рубля к доллару в два с половиной раза, растут цены на энергоносители и прочее, а плата за телефон не меняется уже два года.

Осенью прошлого года мы предложили городской администрации повысить тарифы процентов на десять. Тогдашний руководитель КУГИ Греф заявил, что все монополисты, и ПТС тоже, мол, "жируют", себестоимость у них завышена, их надо разрушать. Откуда-то пригласили аудиторов и за немалые бюджетные деньги организовали финансовые проверки. Пришли две комиссии, просмотрели все документы и ничего ужасного не обнаружили. А что можно найти, если деятельность ПТС _ открыта и прозрачна, мы платим все налоги и свыше 75 процентов прибыли направляем на развитие телефонной сети города?

_ Так, может быть, пока подождать с развитием до лучших времен?

Насколько мне известно, очередь на установку новых телефонов сейчас насчитывает всего 40 тысяч заявок _ на порядок меньше, чем в былые годы.

_ Верно, что очередь уменьшилась, но произошло это именно в результате развития сетей, да ведь и заявки людей надо удовлетворять _ это во-первых. А во-вторых, мы уже давно стоим перед необходимостью замены оборудования на устаревших АТС и планомерно занимаемся этим. Сейчас из двух миллионов абонентских номеров, имеющихся в городе, 500 тысяч обслуживаются новейшей электронной аппаратурой, миллион с небольшим _ устаревшими морально и физически координатными станциями и примерно 200 тысяч _ так называемыми шаговыми, которые были установлены в первые послевоенные годы и в основном в центре города.

Так что процесс модернизации техники нельзя отложить "на потом".

Мы вложили деньги в кабельный завод, который создан вместе с финнами и уже несколько лет дает продукцию. Недавно вместе с японцами запустили завод по выпуску электронных плат, оборудовали один из районных телефонных узлов, закупаем зарубежную аппаратуру, за которую надо каждый месяц аккуратно платить. За последние годы многое сделано для развития волоконной оптики, Интернета, банковской связи, сотового телефона, создали компании "Петер-Стар", "Неда-пейджинг", "Джи Эс Эм" и т. д.

Замена устаревших АТС новыми стоит недешево и обходится от 600 до 1000 долларов за один номер. Сейчас у нас заключены контракты на поставки новой техники с фирмами Германии, Японии, США до 2003 года, и по ним мы должны выплатить почти 75 млн долларов.

_ В таком случае, Валерий Николаевич, мне совершенно непонятно, как ПТС существует. Вы закупаете оборудование по мировым ценам, которое действует и в развитых странах. Оно обслуживает питерских абонентов, доходы которых гораздо ниже, чем доходы населения в этих странах. Если американец платит за телефон 30 долларов в месяц, то каждый из нас _ 28 рублей, что по нынешнему курсу меньше двух долларов...

_ Учтите еще несколько сот тысяч льготников _ они платят меньше одного доллара.

_ Тем более. Как же вы ухитряетесь оставаться рентабельным предприятием?

_ Вы правы в том, что при нынешнем очень невыгодном для всей страны соотношении между мировыми ценами и доходами населения, между рублем и долларом трудно оставаться рентабельным предприятием. Потому и все острее встает вопрос о повышении тарифов. Разразившийся кризис потребовал ускорить его решение. Не потому, что положение ПТС вдруг стало катастрофичным. Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития, с которым мы работаем и учредителями которого являемся, не испытал, к чести его руководителей, каких-либо потрясений, расчеты шли практически без задержек, потерь никто не понес. Конечно, нам задолжали немалую сумму предприятия и организации, которые сидят нынче без денег.

Но тревожит нас прежде всего то, что в ближайшем будущем не ожидается каких-либо улучшений. Вот почему повышение тарифов _ это вопрос времени.

_ Год назад, Валерий Николаевич, в ваших газетных и телевизионных выступлениях на эту тему было немало противоречий. Вы утверждали, например, что ПТС от введения повременки не получит никаких доходов, что речь идет лишь о соблюдении некоего принципа справедливости, а теперь ставите само существование телефонной связи в городе в прямую зависимость от уровня оплаты. В одном из ваших документов о тарифной политике перечислено больше десятка различных мер, которые бы помогли ПТС сохранить экономическую стабильность, _ от налоговых льгот до прямой поддержки администрацией города. Но повременка в этом перечне занимает отнюдь не первое место. А сколько было споров о стоимости одной минуты телефонного разговора, хотя при скачках валютного курса подобные расчеты теряют всякий смысл.

_ Согласен, в ту пору было сделано немало ошибок, нам не удалось добиться понимания горожан и сделать их своими союзниками. Минувший год стал своеобразным тайм-аутом в этих спорах, но теперь все вместе мы подошли к той черте, когда надо что-то решать. В упомянутом вами перечне мер повременка, конечно же, занимает первое место, потому что все прочее либо дает сиюминутный эффект, либо очень незначительно повлияет на ситуацию.

Главное в том, что повременная оплата разговоров _ это те же тарифы, но выстроенные в иной системе, такой, которая дает определенную гибкость, позволяет абоненту самому участвовать в формировании стоимости услуги. Заметьте, прошлогодние дискуссии шли вокруг цифр и мало затрагивали сам принцип...

_ И в этом ваша основная ошибка _ цифры-то предложило ПТС.

_ Верно, но мы их рассматривали как исходные для эксперимента, если хотите. В конце концов мы провели этот эксперимент в поселках Сертолово и Коммунар, где обслуживаем в общей сложности восемь тысяч абонентов. Там была установлена ежемесячная оплата 15 рублей плюс 10 копеек за минуту разговора. Сегодня мы имеем статистику. Она говорит о том, что 42 процента абонентов платят от 15 до 28 рублей, около 20 процентов _ от 28 до 35 рублей, 23 процента _ от 35 до 50, а остальные _ свыше 50 рублей.

Полагаю, что две последние категории абонентов _ это люди, для которых не проблема платить за телефон ежемесячно 50, а то и 100 рублей. Но ведь первая категория _ в основном малоимущие люди, пенсионеры, которым приходится считать каждую копейку, _ они выиграли, они стали меньше платить. Причем они не стали меньше общаться (это показали сравнительные исследования, проведенные до повременки и после ее введения), чем были озабочены многие средства массовой информации. Значительная часть этих людей летом живет на дачах и телефоном практически не пользуется _ вот и экономия. Тут как электроэнергия: я уехал, электроприборами не пользуюсь, стало быть, и не плачу за нее.

Что мы получили от эксперимента? С удивлением обнаружили, что в целом абоненты заплатили в ходе эксперимента сумму, равнозначную месячной тарифной ставке в 37 с небольшим рублей, а не прежнюю _ 28 рублей. Поэтому мы планируем снизить постоянную составляющую повременной оплаты до 14 рублей и еще ниже. Поверьте, нас не душит жаба жадности, нам надо поддерживать приемлемый уровень рентабельности, а не гнаться за сверхдоходами, тем более, что ПТС в этом смысле находится под жестким контролем.

_ Стало быть, эта постоянная составляющая повременной оплаты может вообще дойти до некоторого минимума?

_ Именно так, и мне бы хотелось, чтобы петербуржцы досконально поняли сам принцип, смысл предлагаемой системы, а не зацикливались на тех или иных цифрах. И они, и мы одинаково страдаем от финансового кризиса, от скачков валютного курса. Если в начале лета каждый абонент (я не беру предприятия) приносил нам 4,5 доллара в месяц, то сейчас _ меньше двух, а к новому году, если верить мрачным прогнозам, может выйти меньше одного. Тогда мы действительно должны будем остановить все работы по развитию сетей и лишь как-то поддерживать существование ПТС.

С другой стороны, я хорошо понимаю: пенсионер мог платить около девяти процентов своего скромного дохода за телефон, но это уже предел при нынешних ценах и структуре расходов. Между прочим, в этой ситуации принцип справедливости, заложенный в повременке, выходит на первый план: основная тяжесть оплаты ложится на плечи тех, кто более социально активен, кто больше пользуется телефоном.

Вас я убедил, по крайней мере?

_ С точки зрения экономики _ да. Но вам еще надо убедить своих главных партнеров, потому что опасное и неприятное противостояние между горожанами и телефонистами все еще остается. Разрешите, Валерий Николаевич, этим предупреждением завершить сегодняшний разговор.

Беседу велЯн СТРУГАЧ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]