[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 198(1871), 24 октября 1998
SPb Ved gerb

"Моторы" мчались по шоссе...
Давно уже стал привычен для петербуржцев город, переполненный автомобилями. Трудно даже представить, что еще век назад поклонники "моторов" с трудом утверждали право автомобиля на существование.

Доказать практическую пригодность нового вида транспорта можно было, лишь публично продемонстрировав его выносливость и высокую скорость. За проведение такого "показа" взялась в 1898 году редакция петербургского журнала "Самокат", издававшегося обществом велосипедной езды.

После долгого раздумья первую русскую гонку "моторов" решили провести под Петербургом. От основных магистралей отказались, дабы не пугать извозчичьих лошадей; остановились на участке Волхонского шоссе от Александровской до Стрельны. Местом старта стала станция Александровская. Гонщикам предстояло пройти до Стрельны и обратно _ всего 38 верст.

На старт выехали семь спортсменов, затянутых в кожаные плащи, в очках-консервах и меховых перчатках. Среди их машин был лишь один настоящий автомобиль _ "Бенц" с двигателем мощностью шесть с половиной лошадиных сил. Остальные были трициклами, представлявшими нечто среднее между мотоциклом и автомобилем. Напоминали они детские трехколесные велосипеды, оснащенные шумными одноцилиндровыми моторчиками в полторы-две лошадиных силы.

Утро 23 октября (по новому стилю) стояло морозное, дороги были покрыты инеем, лужи затянуло льдом. Наконец дали старт _ и семь "моторов", обдавая друг друга грязью, покатили вперед.

Тяжелый "Бенц" безнадежно отстал от легких трициклов, которые гонщики на руках выносили из грязи. Победитель, гонщик П. Беляев, на трицикле "Клеман", прошел всю дистанцию за 1 час 33 минуты и 36 секунд, показав среднюю скорость 24,5 версты в час.

Комментируя это историческое событие, журнал "Самокат" писал: "Не следует обижать и наш старый спорт и способ быстрого передвижения, но едва ли найдется тройка, которая могла бы проскакать со скоростью 24,5 версты в час... Даже последний закончивший дистанцию гонщик прошел путь со скоростью, превышающей на 3,3 версты в час полную скорость двухконной почты, которую согласно уставу почтовому следует везти и денно, и нощно со всяким поспешанием".

Такими были первые достижения отечественного автомобильного спорта. С начала ХХ века популярными в России становятся гонки на одну версту. Такие соревнования состоялись на Волхонке в 1909, 1911 и 1913 годах; в них родились многие российские рекорды.

А 21 сентября 1923 года Волхонка стала свидетельницей первого советского испытательного пробега легковых автомобилей. Задачей пробега, как и прежде, было привлечь внимание широких слоев населения к автомобилю, показать, что это не роскошь, а транспортное средство. В пробеге приняли участие 32 машины лучших фирм Германии, США, Италии, Франции и Австрии; наша страна была представлена двумя "Руссо-Балтами"

и десятью восстановленными машинами. "Руссо-Балты" оказались экономичнее многих иностранных машин и даже обошли некоторые именитые марки Запада.

Мало кто помнит сейчас, что Волхонское шоссе сыграло такую заметную роль в развитии автомобильного спорта нашей страны. Было бы справедливо, если бы на пересечении Волхонского и Таллинского шоссе установили знак в память о мужественных гонщиках тех лет. Доброй памятью были бы и соревнования на приз П. Беляева _ первого чемпиона России в гонке "моторов".

Михаил КУДРЯВЦЕВ На иллюстрации: гонки на Волхонском шоссе в 1909 году. Фото из журнала "Нива".


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]