[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 191(1864), 15 октября 1998
SPb Ved gerb

Гастрольная жизнь в стиле "у. е."
Неладно что-то в нашем гастрольном царстве-государстве. Когда два года назад Константин Райкин с его "Сатириконом" предложил театральную пиццу под названием "Трехгрошовая опера" за триста тысяч (тех) рублей, то я, поеживаясь от изжоги на рекламу ("Самый дорогой спектакль сезона!"), все-таки полез в карман за своими кровными. Предчувствия меня не обманули. Лучше бы я купил на них собрание сочинений самого Брехта _ в зале сидели те, кто о неистовом борце с толстосумами и слыхом не слыхивал. Пейджеры, радиотелефоны и банки из-под пива стали тогда таким же символом "нового русского" зрителя, как прежде театральный бинокль.

Потом были громоподобный московский "Ленком" и ностальгически-тихий "Современник" с ценами чуть пониже, чем на "Оперу" для богатых.

Но то, что происходит сейчас в славной культурной столице России, коей всегда был Петербург, вызывает не досаду, а злость.

Я готов смириться с тем, что билеты на спектакли Театра имени Вахтангова достигают потолка в 260 рублей. Все-таки артисты там хорошие, да и спектакли хотя и старые, но занятные. Однако когда любимец публики О. Меньшиков приглашает меня на свой режиссерский эксперимент под названием "Горе от ума" за семьсот рублей, то душа моя и карман не выдерживают.

Говорят, что одна из новоявленных продюсерш, причастная к "Горю", ходит по Петербургу и жалуется всем подряд, как много с нее дерут за аренду зала, как много запросил "у. е." (читай, долларов) Меньшиков в качестве гонорара.

Причем практика "срубания" гастрольных денег такова, что ему надо отдать всю сумму наличными до того, как он выйдет на сцену. Интеллигентный мальчик Костик из "Покровских ворот" уподобился Мэкки-ножу, требующему денег за все, к чему прикасается его талантливая длань.

Неужели такой серьезный актер хочет играть для зрителей, которым до его Чацкого с "мильоном терзаний", как до лампочки? Ведь привычный интеллигентный петербургский зритель, так всегда ждущий своего кумира, вряд ли сможет выложить за билет сумму, равную двум месячным пенсиям.

Профессионалы театрального дела ныне просто хватаются за голову и разводят руками: как такое возможно?

Гастрольная жизнь в стиле "у. е." порождает такую дикость в соотношении цен, когда в кассе одного и того же театра продаются билеты, один из которых ровно в 35 (!) раз дороже другого. Проблема социальной справедливости в таком случае просто не стоит. Заплатив 700 рублей за то, чтобы попасть на "Горе от ума" господина Меньшикова, зритель фактически становится не свидетелем факта искусства, а участником престижной светской тусовки.

Илья СЕРГЕЕВ,рассерженный зритель Трудно не согласиться с рассерженным зрителем: положение дел с гастрольным бизнесом в нашем городе "хуже губернаторского". И беда не только в том, что цены растут как на дрожжах. Нас заставляют платить несусветную цену за товар, который этого не стоит. Реальная стоимость билета на "Горе от ума" должна быть в 2 _ 3 раза меньше. Кстати, в Москве он так и стоит. Естественно, выезд на гастроли добавляет накладные расходы, но даже самые мягкие вагоны и самые фешенебельные гостиницы таких надбавок не дают. Главными составляющими безумных цен являются непомерно возросшие гонорары звезд и стремление организаторов гастролей себя не обидеть.

Звезды театральные начинают вести себя, как звезды шоу-бизнеса. В самом деле, рассуждают они, почему многонаселенный спектакль с дорогим оформлением должен стоить дешевле, чем сольный концерт заезжей примадонны? Следующий именитый гастролер продолжит рассуждения в том же духе и цены будут расти как снежный ком.

Ну а что же спектакль _ широко разрекламированное "Горе от ума", от которого вся Москва "без ума"? Да ничего особенного. Для режиссерского дебюта вполне пристойно, но никаких открытий и свершений я не обнаружил. Зато очевиден ряд "проколов" чисто профессиональных, вполне, впрочем, объяснимых режиссерской неопытностью.

Сам Меньшиков играет как всегда хорошо, Чацкого он понял и прочувствовал как очень близкого ему по духу человека. Есть в этом капризном, избалованном, задиристом мальчишке какое-то невероятно сильное обаяние, которое оправдывает все самые сумасбродные поступки. Эх, подумалось, такого бы Чацкого да в хорошие режиссерские руки... Но потом все это теряется в чтении стихов "с выражением", в суете по-концертному обставленных актерских выходок, в тяжелой пышности имперски роскошного оформления.

В общем, те, кто заплатил по 700 рублей в надежде увидеть нечто сверхъестественное, ушли неудовлетворенными. А тем, кто рассчитывал что-то добавить к своему пониманию грибоедовской комедии, ничего не досталось. А некоторые со вздохом вспоминали товстоноговский спектакль здесь, на этой же сцене, по сравнению с которым нынешний, как хлестаковский арбуз "в 700 рублей".

Еще в начале года после серии публикаций (в том числе и в нашей газете) комитет по культуре проводил специальное заседание коллегии.

Было принято грозное постановление "Об упорядочении гастрольной деятельности". Там был намечен целый ряд конкретных мер вроде лицензирования продюссерских фирм, трехпроцентного сбора в бюджет и даже создания специального органа, координирущего всю гастрольную деятельность.

Но с тех пор ничего не изменилось. "Карманный театр" Абдулова как ездил регулярно, так и ездит чуть ли не раз в месяц. "Персидскую сирень" привозят уже, наверное, в пятый раз, опять замелькало на афишах пресловутое "Ну, все, все все...". Ценообразование остается все таким же диким.

В комитете по культуре справедливо ссылаются на отсутствие законодательной базы, которая помогла бы влиять на гастрольную деятельность. Но ведь еще на коллегии вроде бы договорились, что пусть не все, но довольно важные вопросы можно решить на уровне губернатора и Законодательного собрания.

Пока же комитет, вместо того чтобы выполнять собственные решения, самоустранился, отдал гастрольную деятельность на откуп мало профессиональным, но алчным частным антрепренерам, которых давно пора призвать к порядку. Уж если государство собирается придавить мафию, чтобы вернуть себе монополию на торговлю винно-водочными изделиями, то уж с гастролями в масштабах города можно разобраться.

А пока театральные кассы во-всю торгуют билетами на концерты Киркорова по 200 рублей. Но только на первые две недели гастролей. Дальше придерживают _ а вдруг доллар подскочит?

Владимир ПОЛУШКО,рассерженный критик


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]