[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 190(1863), 14 октября 1998
SPb Ved gerb

Михаил ЧУЛАКИ
В чьем кармане искать деньги?

Культура сама способна найти средства для своего существования Книгопродавцы оказались чужими на празднике спроса. Торопясь найти применение деньгам (неожиданные, однако, выявились запасы при всеобщем плаче на бедность!), даже граждане северной культурной столицы наравне с провинциалами панически закупали провиант и вкладывались в дорогую домашнюю технику. Но принести домой, пока не подорожали, тома Белинского и Гоголя или, наоборот, полный набор Милорда с Марининой охотников нашлось немного. В отличие от фуражных запасов срок хранения книги просрочен быть не может (разве только она уже является в свет морально просроченной, но это уже забота издателя).

Но, торгуя вечным, книжные магазины должны налоги и аренды платить сегодня. И значит, паника последнего месяца книгопродавцев не только не обогатила, но приблизила к разорению: ведь даже подешевевших денег в их кассах стало оседать меньше, чем в предшествовавшие времена.

Разумеется, в государстве, в котором рынок освободился от всякой морали, не стоит ждать от властей налоговых отсрочек, арендных льгот и прочих послаблений ради сохранения сих духовных островов. Но и обрушивать книготорговлю тоже, в общем-то, необязательно.

Совершенно понятно, что фискальные ведомства озабочены собираемостью средств, притом с целями самыми благородными. Дежурная фраза всегда наготове: "На зарплату врачам и учителям, на пенсии старикам и детские пособия!".

Все так, но не нужно ставить бюджет перед дилеммой, подобной мучительному выбору, в который неумные друзья дома обожают вгонять ребенка: "Ты кого больше любишь _ папу или маму?". Поддержка врачам и учителям необходима точно так же, как поддержка работникам культуры. Книги необходимо издавать и продавать _ в противном случае теряется смысл учительской работы прежде всего, да и врачам придется труднее тоже.

В блокадном Ленинграде, мы помним, издавались книги. Выходил и журнал "Звезда" _ старейший из ныне здравствующих литературных журналов России. Но вот во времена все-таки неблокадные литературным журналам, в том числе и нашим "Звезде" с "Невой", снова стало крайне трудно.

Дело в том, что подписные цены на будущий год объявлены и повысить их уже невозможно. Да и бессмысленно: обедневшие читатели окончательно перестанут подписываться. А бумага в результате последнего кризиса вздорожала. Полиграфические услуги тоже неизбежно подскочат в цене.

Радикальный выход я вижу в том, чтобы решением государства объявить с десяток самых известных, самых традиционных толстых литературных журналов национальным достоянием _ как объявлены таковым некоторые театры и музеи. Ведь вся отечественная литература последних двух веков просто не состоялась бы в том виде, в каком мы ею гордимся, если бы не было журналов: именно они формировали школы и направления, воспитывали вкусы, являлись безошибочными лоциями в хаотическом книжном море. Толстые журналы _ традиция преимущественно русская, и хотя бы поэтому заслуживают внимания и поддержки со стороны государства Российского.

В наше время их роль, притом что резко упали тиражи, быть может, даже возросла: наши литературные журналы _ на удивление! _ совершенно не коммерциализировались, они печатают новинки исходя из своих чисто литературных критериев _ и, следовательно, именно традиционные толстые журналы, и не какой-то один, а все их сообщество в целом, дают истинную картину современной литературы. Если же журналы перестанут выходить, это вполне аналогично тому, что закрылись бы академические театры, а вместо государственной оперы и балета остались бы всевозможные варьете и ансамбли.

Наших современников могли бы поддержать почившие классики. Как известно, авторские гонорары выплачиваются наследникам в течение, как правило, двадцати пяти лет после смерти творца. Иногда этот срок продлевается до пятидесяти. Так или иначе по прошествии законного времени произведения почивших авторов становятся "общенациональным достоянием" _ гонорары за их использование не начисляются вообще.

Но классическое наследие чисто условно можно называть "общенациональным" _ на практике классики становятся достоянием издателей и всевозможных продюсеров. Они и только они становятся фактическими наследниками! Кроме того, существующий закон делает живых авторов менее конкурентоспособными: издатель вынужден платить живым, мертвым же _ нет.

Мораль: выгоднее издавать и исполнять мертвых. Правда, в Италии догадались взимать у издателей гонорар и в пользу авторов почивших _ и направлять его в специальный Фонд поддержки культуры. Культура, таким образом, получает значительные средства. И выходит, что современное искусство в Италии поддерживают не только природные итальянцы _ Данте, Верди, _ но и соединенные классики всех стран, коли они исполняются или издаются на Апеннинах: итальянская культура живет отчасти и за счет Чайковского, и за счет Толстого.

Почему бы нам не последовать такому полезному примеру? Власти говорят, что в бюджете нет денег? А вот вам и деньги _ и отнюдь не из бюджета! Надо только принять небольшие поправки в Закон об авторском праве, создать соответствующий фонд во главе с авторитетными деятелями культуры.

Еще один очевидный _ и абсолютно небюджетный! _ способ поддержки современной отечественной культуры: налоговый протекционизм. Почему-то защищать собственных товаропроизводителей считается само собой разумеющимся, и экономическая политика нового правительства, скорей всего, даже усилит протекционизм, а в политике культурной это не делается?!

Между прочим, в Эстонии ныне возрожден еще довоенный закон, по которому на культуру идут отчисления от алкогольной и табачной торговли. Таким образом, духовная жизнь во многом поддерживается за счет эксплуатации порока. Предлагаемая мною мера: обложить протекционистским налогом иностранную литературную и кинодешевку _ с моральной точки зрения куда менее уязвима.

Я начал с того, что, по общему обычаю, попросил у властей немного денег: на снижение аренды для книжных магазинов, на поддержку академических литературных журналов. Закончил же предложениями, как найти деньги не в государственном кармане. И здесь нет противоречия: внебюджетные фонды полностью не смогут содержать культуру, но значительно облегчить бремя _ вполне реально.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]