[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 190(1863), 14 октября 1998
SPb Ved gerb

Самоисправление в Петербурге
Избиратели вправе строго спросить с нашей годовалой муниципальной власти Итак, местному самоуправлению в Петербурге исполнился ровно год.

И, хотя многие муниципальные советы в городских районах сформированы лишь в минувшем феврале, поскольку первый сентябрьский тур не дал результатов, именно сегодня самое время попытаться подвести некоторые итоги деятельности местного самоуправления. Избиратели могут и должны задать своим депутатам самый простой вопрос: а зачем, собственно, мы за вас голосовали?

О зыбкости законодательной базы для нашего местного самоуправления, о сложных и противоречивых его взаимоотношениях с городскими органами исполнительной и представительной властей, не очень-то жаждущими делиться своими правами, полномочиями и собственностью с муниципалами, написано и сказано немало. Гораздо меньше знают петербуржцы о реальных делах своих местных депутатов.

Одна интересная деталь: чаще всего о достижениях местного самоуправления прочитать можно в бесплатных газетах, попадающих в почтовые ящики горожан. Но известно ведь, что ничего бесплатного, особенно при нынешнем русском капитализме, не бывает, тем более _ похвал. Вот и приходит крамольная мысль: а уже не сами ли депутаты оплатили эти заметки?

Читаем: в одном муниципалитете Красногвардейского района депутаты вместе с милицией участвуют в облавах на тех, кто не соблюдает правила парковки автомобилей и собственноручно штрафуют нарушителей. В другом (в Ломоносове) направляют в виде бюджетного гранта деньги школе, экономя при этом на содержании совета. В третьем _ на Выборгской стороне ставят себе в заслугу проведение пяти субботников и то, что один из депутатов обеспечивает низкие цены в аптеке.

Факты, на первый взгляд, обнадеживают и даже радуют. Но, если приглядеться, этими ли делами должно заниматься местное самоуправление?

Хорошо, конечно, что депутаты озаботились соблюдением правил парковки. Но не они ведь должны ловить нарушителей. Порядок парковки должны своим постановлением определять они, а вот выполнять это постановление _ исполнительная власть и правоохранительные органы. За депутатами тут _ только контроль. И грош цена таким избранникам, которые вынуждены работать за свою администрацию и за милицию. Это лишь иллюзия работы, а не деятельность представительного органа самоуправления.

Закон ясно определяет первоочередные задачи муниципальных советов и их полномочия. Вот некоторые из них: "1) принятие и изменение устава муниципального образования, контроль за его соблюдением; 2) владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципальных образований, в соответствии с действующим законодательством; 3) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета".

Большинство местных советов эти задачи решает. Но все же даже в сентябре было у нас несколько муниципалитетов, в которых умудрились не иметь зарегистрированных уставов и бюджетов на текущий, уже заканчивающийся, год. В том числе и тот, где аптека. Там, кстати, никаких постановлений по поводу цен на лекарства вовсе не принималось, и просто неудобно становится за такой совет, который в свой актив зачисляет достижение отдельного предпринимателя на своей территории. С таким же успехом в Центральном районе, скажем, можно было бы победой депутатов считать сезонные скидки в магазине мехов "Лена" или летнее увеличение числа туристов в отеле "Невский Палас".

Следующим по значимости направлением деятельности муниципальной власти закон называет "принятие планов и программ развития муниципального образования; содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений, переданных в муниципальную собственность законами Санкт-Петербурга; ремонт и озеленение придомовых и внутридворовых территорий".

Вот и надо бы избирателям спросить своих депутатов: а есть ли у вас программа благоустройства территории округа? За год таковую пора бы принять и обнародовать. Поинтересуйтесь также, какие помещения и имущество переданы в муниципальную собственность и как этим имуществом депутаты распорядились.

Выяснится, что приносящего доходы имущества муниципалы получили минимум. В Петербурге есть достаточно влиятельные силы, которые заинтересованы в том, чтобы передача собственности не осуществлялась вообще. Иначе во всей неприглядности обнажатся факты недобросовестного использования многих зданий и помещений их нынешними распорядителями, которые нередко без всяких документов сдают недвижимость разного рода бизнесменам, деля с ними потом неучтенные доходы "по справедливости".

Может быть, и в вашем дворе есть детский сад, в котором детей _ всего ничего, а всяких фирм и фирмочек квартирует без счета? А местные депутаты не спешат брать такой объект под свое крыло, чтобы не потревожить бритоголовых хозяев офисов.

Далее: пусть попробуют объяснить ваши депутаты, как решен ими вопрос с организацией и осуществлением опеки и попечительства, если в структуре местной администрации в вашем округе не предусмотрена соответствующая штатная единица. Как выяснилось, многие опытные инспекторы по работе с детьми подлежат сейчас сокращению и увольнению из районных комитетов по образованию. Это теперь _ головная боль местного самоуправления. И если данную проблему местные депутаты решать не готовы или не хотят, то пострадают и дети, и их взрослые попечители, и многие работники этой системы.

Хорошо, конечно, если от щедрот своих муниципальные депутаты перечисляют какие-нибудь средства школе или поликлинике. Не грех бы, правда, в этом случае выяснить _ не являются ли руководители этих учреждений депутатами местного совета? Но так или иначе, а школа и поликлиника существовали здесь и раньше. Местной же власти надо бы предпринять шаги по созданию новых "муниципальных учреждений дошкольного и основного общего образования; развитию муниципальных учреждений социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения". Обозначено ли все это хотя бы в программе развития округа?

А еще местная власть вправе содержать за счет местных бюджетов муниципальные органы охраны общественного порядка; развивать муниципальный транспорт. Есть и право выпускать муниципальную газету... Вот были бы дела, заметные и полезные для избирателей.

Сделано ли хоть что-нибудь из этого в вашем округе? Вряд ли, увы, сыщется муниципалитет, способный этим похвастаться.

Скажут, что нет денег. Не верьте! Деньги есть, они предусмотрены в городском бюджете, исправно поступают на лицевые счета всех муниципалитетов _ даже и тех, кто еще не утвердил свой бюджет. Кроме того, будучи властью, их нетрудно легитимно заработать. Как, например, делают это в Ломоносове и ряде "продвинутых" округов Выборгского и Приморского районов. Беда в том, что многие муниципалы как раз властью себя и не почувствовали, не научились пользоваться своим коллективным статусом во благо избирателей. Кто попросту ленится, не участвует даже в заседаниях совета, а кто, застыв в растерянности, явно ждет указаний из Смольного или из райкома какой-нибудь своей партии. Только дождется ли? Вряд ли.

В лучшем случае отдельные депутаты, словно одинокие волки, решают какие-то частные вопросы, пугая чиновников своими новенькими красными корочками. А иные избранники даже и афишировать себя никак не хотят.

Информация об их работе не то что избирателям, но и коллегам-депутатам труднодоступна.

Искать тут виновных _ занятие бесплодное. Все, в сущности, объясняется просто: кто пришел на выборы, тот таких депутатов себе и избрал. Не забудем: 80% петербуржцев местные выборы проигнорировали. Может, именно этих голосов и не хватило для избрания достойных.

Сегодня явно недостает объективной, не ангажированной сравнительной информации о деятельности местного самоуправления. Может быть, как раз этим и должен в первую очередь заняться специально созданный для взаимодействия с органами местного самоуправления отдел городской администрации?

Во-вторых, нужна активность самих депутатов. Перечитать еще и еще раз имеющиеся федеральные и городские законы, встретиться с избирателями и приступить, наконец, к составлению программ развития своих округов! Петербургскому самоуправлению срочно необходимо самоисправление _ единственное лекарство от политической импотенции отдельных муниципальных советов.

Для широкого обмена опытом и открытого информирования избирателей следовало бы провести городской съезд муниципальных депутатов, продолжить издание специализированного журнала для местных советов.

Пора начать это самоисправление, т. е. серьезную корректировку курса своей деятельности с учетом опыта наиболее "удачливых" муниципалитетов. Иного способа отойти от лозунговости, партийной ангажированности и театральщины, стать действительно заметным явлением в Петербурге и принести реальную пользу горожанам просто не существует.

Павел ЦЫПЛЕНКОВ,депутат муниципального совета


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]