[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 189(1862), 13 октября 1998
SPb Ved gerb

Переключая каналы
"Если бы нос Ивана Ивановича..."

На минувшей неделе мы прощались с Роланом Быковым. Для телезрителей это был свой человек. Дети любили его очаровательных кинозлодеев _ он знал, что детские сердца покоряют не Сахар-Медовичи, а Бармалеи, в меру зловредные, в меру капризные, без меры разудалые. Подростки, как никто, ценили его "Чучело". А взрослые за долгую "совместную жизнь" полюбили всех героев Быкова. Как все наши великие комики, он был самоценен. И когда играл крошечный эпизод в "Я шагаю по Москве", и когда разговаривал со зрителями в концертной студии "Останкино", и когда боролся за выживание отечественного кино. Фильм мог быть так себе (хотя актеру везло _ после него почти не осталось "плевков в историю"), творческий вечер мог не задаться, но в самой личности Ролана Быкова было столько энергии, доброты, остроумия, что искупало многое.

О том, что это был за человек, в эти дни вспоминали самые разные люди. На "36-м канале" ночной эфир программы "Времечко" был целиком посвящен памяти этого замечательного художника. В студию к Андрею Максимову пришли Савва Кулиш, Владимир Железняков, Кристина Орбакайте. Они работали с Быковым в разное время: один был автором "Мертвого сезона", другой сценаристом "Чучела". Кристина дебютировала в "Чучеле" и по сей день считает Ролана Антоновича учителем. Но этим круг людей, вспоминавших Быкова, не ограничился: в студию звонили полуночники, рассказывая о житейских и виртуальных встречах. То, что хранилось на одной из полочек памяти, казалось незначительным и случайным, вдруг выплыло. Оказалось, что эти встречи и впечатления _ "на всю оставшуюся жизнь".

То, что Быков был в числе самых любимых актеров и режиссеров, подтвердил и следующий день. По четвергам на "Региональном ТВ" в рубрике "Звони и смотри" зрителям предлагается выбрать для показа один из трех фильмов. Насколько я могла заметить, аудитория выбирала какой-нибудь крутой триллер. На сей раз зрители предпочли комедию Ролана Быкова "Семь нянек". Случайность ли это? Или наши порой склонные к сантиментам сердца решили так помянуть автора фильма?.. И уже совершенно закономерно в день похорон артиста на "ОРТ" заменили "Коломбо" на фильм "Служили два товарища", который оказался уместнее любых некрологов.

Телевидение, по мнению многих звонящих и пишущих в редакцию зрителей, вообще все время заставляет нас выбирать "Из двух зол меньшее".

Идеология каналов формируется сразу под воздействием стольких факторов (хозяин, источники финансирования, команда, традиции, фонды и проч.), что вся эта закулисная, чтобы не сказать, подковерная, политика может или разоблачиться сполна (что происходит, как правило, в сюжетах публицистических), или быть абсолютно "нечитаемой". Поэтому зачастую зритель не чувствует какой бы то ни было продуманности в программе телевизионного кинорепертуара. Хотя некоторая определенность уже начала проступать за названиями фильмов и за теми фигурами, что вдруг возникают на экране.

Если я скажу, что в эфире стало больше отечественной кинопродукции, никто мне не поверит. Американских фильмов на телеэкране столько, что два-три лишних отечественных названия погоды не сделает. И все же наше ТВ, как говорится, "плохой солдат, но старается". И вот уже петербургский сериал "Улицы разбитых фонарей" вышел на 1-й канал.

Детище питерских режиссеров и актеров смотрит "вся страна". И даже Сергей Шолохов, чаще всего рассказывающий нам о своих встречах с мировыми знаменитостями, обратил взор на земляков-провинциалов: в четверг нам обещана встреча с создателями боевика в "Тихом доме" на "ОРТ".

Канал "Россия" начал показ еще одного нового многосерийного российского фильма _ "Самозванцы" (как бы не затерялся он, стоящий в эфире между "Грязными танцами" и "Притворщиками"). Четверг вообще, похоже, становится днем сериалов (а, помнится, был когда-то "рыбным днем"), борьба за зрителя посреди недели обостряется невероятно. Трудный выбор предстоит не только тем, что "звонит и смотрит" "Региональное ТВ" (интересно, предпочтет ли публика вновь встречу с Роланом Быковым в "Айболите-66" американской "Вечной любви" или французским "Подставным убийствам"). "36-й канал" будет конкурировать с "Фонарями", "Никитой" и пока еще ничем не прельстившими аудиторию "Самозванцами" картиной "Сердца трех", которая вообще-то, благодаря участию вечных гардемаринов Сергея Жигунова и Владимира Шевелькова, всегда была у зрителей в фаворе.

Но еще хуже, если зрителю выбирать не из чего. А такие вечера случаются в жизни каждого, кто переключает каналы. Мы же ищем не свое или чужое, а хорошее кино. И любим "Коломбо" столь же пылко, как и "Мертвый сезон", так что не хотелось бы вновь оказываться в положении гоголевской Агафьи Тихоновны, долго выбиравшей женихов да так и оставшейся в девках.

Елена АЛЕКСЕЕВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]